Полигнот

Полигнот, сын Аглаофона, был самым выдающимся
художником античного мира. Искусству живописи он обучился у своего
отца.

Полигнот был большим другом афинского стратега
Кимона, который вероятнее всего и убедил Полигнота переселиться в
Афины, что придало Кимону вдобавок к его военной славе еще и славу
покровителя искусств Аттики, так как
Полигнот немедленно по прибытию в Афины развил
весьма бурную деятельность.

Он украсил своими картинами только что оконченное строительство
храма Тесея, новую колоннаду, сооруженную Пизианаксом, (который
был зятем Кимона), возле Афинской Агоры. Помимо этого, он занялся
украшением святилища Диоскуров и священного зала, который
находился возле Афинского Акрополя, и известного в последующее
время как пинакотека (картинная галерея).

После окончания украшения пинакотеки слава Полигнота разнеслась по
все Греции, и он по праву был признан первым среди художников. Ему
было поручено украшение храма Афины в Платеях и украшение лесхи
(гостиной палаты) в Дельфах; он основал в Афинах художественную
школу, к которой примкнули местные художники, как, например, Микон
и Панэин, а также чужеземные художники, как, например, Дионисий из
Колофон.

Влияние этой школы распространилось и на предметы аттического
искусства ремесленного производства; с той поры рядом с древнейшим
стилем ваз с черными фигурами на красном фоне возник и новый стиль
– с красными фигурами на черном поле. В то время как первый стиль
был особенно распространен в Коринфе, второй стал считаться чисто
аттическим стилем, в котором во всех отношениях проявилась
художественная жизнь Афин.

Гостеприимство, которое афиняне предоставили Полигноту, было щедро
вознаграждено, так как в благодарность за дарованное ему
гражданство, Полигнот рисовал для афинских граждан безвозмездно
громадные настенные картины, которыми Афины отличались от других
полисов Греции; вместе с тем он сделал созданную им художественную
школу не только первой в Греции, но и во всем античном мире.

Полигнот в сфере своего искусства был
действительно человеком грандиозного образа мыслей. Искусство его
презирало все, что действует на чувства человека. Оно стремилось
только к осуществлению в простейшей форме мыслей художника. Так
картины, которые украшали колоннаду, изображали битву амазонок,
разрушение Илиона и битву при Марафоне, т.е. различные эпохи из
великой борьбы между Европой и Азией. В Платеях Полигнот нарисовал
картину, изображавшее поражение, которое постигло женихов в доме
Одиссея, ясно намекая этим на вторжение персов, нашедших при
Платеях достойное наказание.

Полигнот был основателем исторической школы
живописи, которая по своему возвышенному стилю никогда никем не
была превзойденной. В своих работах Полигнот стремился к идеально
точному изображению исторических фактах на своих картинах. Так, в
картине изображавшей битву при Марафоне, был изображен Мильтиад,
идущий во главе афинского войска и воодушевляющих их к нападению
на персов; также были изображены картины теснения персов в ботах и
борьба с персами на судах, героическую смерть Каллимаха.

Полигнот очень любил общеэллинские сюжеты. Для
него нельзя было найти более привлекательной задачи, как украшение
дельфийской колоннады, где эллины всех стран и наречий встречались
как представители одного народа, слуги одних и тех же богов. Здесь
Полигнот развил во всем богатстве Гомеровские мифы. Всякий, кто
видел работы Полигнота в Дельфах, ясно видел перед собой мыслящий
дух, чувствовал себя согретым и проникнутым
нравственно-религиозной идеей художника. В гибели Трои Полигнот
сумел целым рядом потрясающих сюжетов показать божественное
правосудие, которое, по мнению Полиглота всегда управляла ходом
человеческой судьбы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *