Храмы Древней Греции

Греческий храм не просто общинное здание, а
жилище божества.

В те времена, когда древние греки были пеласгами и чествовали
Зевса как незримое божество, у них отсутствовала необходимость
построения храмовых комплексов. Только с поклонением священным
символам и изображениям пробудилась потребность построения храмов
– жилых зданий для почитаемых богов.

Проще всего, в качестве жилища, было использовать обычное дерево.
Поэтому первыми храмами в
Греции
являлись обычные лесные святилища. Так, например, статуя Аполлона
выставлялась в лавровом кустарнике, а статуя Артемиды в стволе
кедра или вяза. Затем появилась потребность предоставления богам
более надежного жилища, что привело к появлению храмовой
архитектуры. Сначала греки для строительства использовали дерево,
но т.к. Греция предоставляла обширнейший строительный материал,
добываемый из ближайших гор, со временем для постройки храмов стал
использоваться камень.

В основе греческого каменного храма лежит мысль о разделении
мирского начала от священного. Место, где находились избранные
божества, должно было быть прочно ограждено со всех сторон.
Толстые стены, сооруженные из камня или мрамора, должны были
надежно защищать фигуру божества от воровства, случайного
прикосновения и даже простого любопытного взгляда.

В процессе формирования храмовой архитектуры возникли два основных
стиля: дорический и ионический. Дорический стиль развивался в
основном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира,
ионический – в Аттике и восточных районах Средиземного моря. На
формы дорического храма сильное влияние оказала микенская
архитектура, на формы ионического стиля – архитектура народов
Передней Азии. В отличие от дорийского стиля, ионический можно
охарактеризовать как стиль, в котором каждому архитектурному
элементу присуща некая индивидуальность. В храмах ионического
стиля, например, колонна освобождается от связей со стенами храма.
Храмовая ниша и колоннада отделяются друг от друга. Даже каждая
отдельная колонна не опирается непосредственно на общую основу, а
имеет, напротив, свой собственный пьедестал. Таким образом, каждая
из колонн является чем-то обособленным и самостоятельным. В
ионическом стиле нет того строгого соотношения между нижней и
верхней частями здания, которое присуще дорийскому. Связь всех
частей здания между собой становится более шаткой.

Самый ранний и самый простой тип храма – храм в антах, возникший
из мегарона микенского периода. Главный фасад в этом случае
оформляется торцами боковых стен, называемых антами, между
которыми находятся две колонны. Другой тип храма — простиль —
имеет в дополнение к антам еще две – четыре колонны на переднем
фасаде. Амфипростиль содержит колонны и на переднем, и на заднем
фасадах. Самым распространенным типом является периптер, в котором
колонны располагаются по всему периметру сооружения. Чаще всего на
главном фасаде их бывает шесть. Такие храмы называют
гексастильными периптерами. Наиболее сложный тип храмового здания
– диптер, который включает в себя два ряда таких колонн,
окружающих храм. Сам греческий храм делился на три помещения.
Переднее помещение, которое служило преддверием. Центральное (или
целла) — собственно главное святилище. Опистодом – помещение,
которое служило для хранения даров; с входом с заднего фасада.

Художественная форма греческих храмов была исключительно
божественной привилегией. В Древней Греции (до периода эллинизма)
было бы сочтено за дерзость посягательство на божественное право,
если бы простой смертный вздумал окружить свой дом рядом ступеней
или же украсить свое жилище фронтоном. В дорийских государствах,
вследствие постановления жрецов, стены и потолки должны были
делаться исключительно из дерева. Другими словами, каменные
постройки были привилегией богов. Только жилища богов могли быть
достаточно прочными и противостоять влиянию времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *