Образование в Древних Афинах

Система образования в Древних Афинах со времен реформ Солона основывалась на демократических принципах и общественном воспитании юношей. Государственный порядок, в основе которого лежало участие всех граждан в общественной жизни, сам по себе уже был народной школой, в которой воспитывались лучшие сыны города.

Вдобавок к этому на родителях лежала обязанность заниматься всесторонним образованием юношей, и пренебрежение родителями выполнения этой обязанности влекло за собой строгое наказание со стороны ареопага и ложилось темным пятном на репутацию человека в глазах общественности.

Все образовательная система в Афинах была направлена на то, чтобы молодежь накопляла как можно больше новых научных сведений, а также постоянно развивала свои физические природные дарования. Молодые люди должны были, учится ставить перед собой высокие цели, как в интеллектуальном, так и в физическом смысле, а главное, они должны были учиться достигать поставленные ими цели.

В афинских школах было три предмета: грамматика, музыка и гимнастика, причем первые два предмета представляли собой единое целое. Когда мальчик выучивался читать и писать, то первым его чтением были произведения поэтов; он учился устному произнесению их и, усваивая слова, в то же время учился усваивать и смысл этих слов. Чтение стихов в дальнейшем приводило к игре на музыкальных инструментах и к близкому ознакомлению с различными музыкальными ладами и основами музыкальных гармоний. После войн с персами в систему образования Древних Афин было включено искусство игры на флейте.

Умственное развитие юношества предпочтительнее предоставлялась родителям, общественные гимназии и школы в Афинах заботились больше о физическом развитии юношей, так как с точки зрения общего блага важнее и полезнее всего была такая система воспитания, которая обеспечивала государство здоровое потомство, давая ему сильных и храбрых воинов.

То чему юноша научился в палестре, должно было пригодится в дальнейшей военной службе; здравые суждения и разумность речи высказывались во время гражданских собраний; песни заученные в школе, раздавались потом на всеобщих пирах.

По всем Афинам, в тенистых аллеях, часто более старшие поколения вели поучительные беседы с молодежью, в которых воспитывалось чувство дружбы, нравственное значение которой ни один народ не осознавал так глубоко, как народ древней Греции.

Тому же содействовали и общегражданские празднества в Афинах, укреплявшие и двигавшие вперед общее развитие на демократических основах. В Афинах праздников было больше, чем в каком-либо другом греческом полисе. Расходы на общественные праздники поглощали значительную часть государственного бюджета. Победителям на конных или гимнастических состязаний выдавались сотнями амфоры со священным маслом, а также золотые и серебряные венки. В военных состязаниях призами были быки.

Такая система образования способствовала поддержанию традиций и сохранению старых обычаев в афинском обществе. Героический эпос служил важной составляющей образования в Древних Афинах. С чувством глубокого уважения в афинском обществе поддерживались священные оливковые деревья, которые стояли вокруг аттических полей, видя в них памятники героической эпохи. Бойцам марафонского сражения казалось, что они видят Тесея, выходящего из недр подземного мира для совместной битвы с персами. При Саламине оказали свое щедрое содействие элевсинские божества и Эакиды.




Rambler's Top100