Геродот

Геродот (годы жизни между 490 годом до н.э. и 425
годом до н.э.) – древнегреческий историк, прозванный “отцом
истории”. Его основная заслуга состоит в том, что благодаря ему из
мифологии и землеведения логографов возникла историческая наука.

Геродот родился в городе Галикарнас (современный
Бодрум). Его родной город по своему местоположению был особенно
пригоден для расширения его кругозора. Здесь, на окраине Карии,
Геродот мог с ранней молодости познакомиться со всеми контрастами
античного мира, с эллинами и варварами, дорическим и ионийским
характерами, демократией и тиранией. Галикарнас был колонией
Трезены, дорического города, и, хотя переселение в Галикарнас
осуществлялось от имени дорического племени и сам Галикарнас
долгое время принадлежал к малоазиатскому союзу дорических
городов, Галикарнас был ионическим городом, о чем свидетельствуют
надписи ионического наречия, которое употреблялось там официально
во времена Геродота.

Геродот также происходил из ионического
семейства, которое было весьма почитаемо в городе. Он вырос с
чувством глубокого уважения к Персидскому царству, которое в эпоху
его рождения уже несколько поколений властвовало над его родным
городом. Стремлением к поэзии и знанием эллинских народных
сказаний Геродот был обязан своему дяде, Паниасию, человеку
сведущему в понимании божественных предзнаменований и изречений
оракулов, и вместе с тем поэтом с самостоятельным и сильным умом.
Благодаря Панасию,
Геродот научился от частного переходит к целому в
осмыслении законов и явлений. Падение царства персов подтолкнуло
его к изучению общих законов развития государств.

Однако Геродоту не суждено было остаться простым созерцателем
событий. Он был лично вовлечен в современную ему борьбу в его
родном городе. В результате этой борьбы вожди народной партии
(партия к которой принадлежал
Геродот, и которая потерпела поражение в борьбе
за власть в Геликарнасе) были изгнаны. Так Геродот отправился в
свое первое путешествие и оказался в Самосе, где молодой человек
узнал греческую культуру в ее высшем развитии и еще более
укрепился в своих политических принципах.

После того как тиран Геликарнаса был изгнан из города, Геродот
вернулся на родину, но еще во время пребывания на Самосе его стало
тянуть в
Афины,
— город, который был в то время центром греческой цивилизации.

Чем больше он как человек, который много странствовал и читал, был
в состоянии сблизить разные страны и племена, тем яснее сознавал
он, что деяния Афин превосходили своим величием и результатами
все, виденное Геродотом до сих пор.

Нет сомнения, что
Геродот находился с Периклом в личных
дружественных отношениях, так как ничто не могло доставить
большего удовлетворения Периклу, как сознание, что политическая
миссия родного города и вместе с тем и его собственная
национальная политика признаны ионийцем, к тому же человеком с
таким острым умом, как у Геродота. Перикл желал, чтобы Геродот
довел свой труд до конца, и именно в такой форме, чтобы притязания
Афин на управление греческими делами являлись естественным
следствием предшествовавших стадий развития, и, чтобы этот взгляд
на историю получил величайшее распространение. Поэтому, по
распоряжению Перикла,
Геродот читал отрывки из своих первых книг,
которые он закончил в Афинах приблизительно в 446 году до н.э.. По
предложению одного афинянина, Анита, ему был присужден от имени
граждан почетный дар, состоявший из 10 талантов.

Но Геродот был слишком любознателен, чтобы успокоится на том, что
ему уже удалось узнать, поэтому Геродот с большим стремлением
принял участие в основании колонии в Южной Италии. Сколько Геродот
пробыл в Южной Италии, неизвестно. Он умер вскоре после Перикла в
429 году до н.э. по всей видимости, в Афинах, куда он вернулся,
чтобы закончить свой исторический труд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *