Софокл

Софокл родился в Колоне, в семье богатого
владельца оружейной мастерской. Детство
Софокла прошло в тиши долины Кефиса, но в то же
время вблизи
Афин, около моря, которое
Софокл мог обозревать со скал Колоны и видеть, как на его глазах
вырос портовый город.

В юности
Софокл управлял плясками в честь победы в битве
при Саламине. Двенадцать лет спустя он выступал уже как
самостоятельный поэт вмести с Эсхилом, чье искусство и вдохновило
его заняться поэзией.

Творчество Софокла не шло вразрез с направлением творчества его
предшественника. Однако, при этом
Софокл был вполне самостоятельным последователем
Эсхила (своего великого учителя) и сильно отличался от него по
своему складу дарования.
Софокл был мягче, проще, спокойнее, и совершенно
не расположен к пышности. Он умерил, поэтому, тон драматургии,
который был введен Эсхилом, и старался намного человечнее
изображать характеры в своих пьесах, так что они казались намного
ближе и понятнее зрителям.

Софокл понял, что невозможно постоянно проводить
перед толпой старые сказания в их прежнем виде, так как интерес к
ним мог вскоре иссякнуть у зрителя. Поэтому предстояло вдохнуть
больше жизни в развитие отдельных характеров героев и тем самым
живее заставить зрителя участвовать в процессе. После того как уже
Эсхил стал отходить от жесткого следования мифологическим сюжетам,
связь с мифологией была если не окончательно упразднена Софоклом,
то существенно ослаблена в угоду большей художественности
произведений.

Этим путем была приобретена еще большая свобода для поэта, мотивы
каждой пьесы ставали еще более интересными для ее зрителя, и общая
поэтическая картина могла богаче развиваться в деталях вследствие
введения второстепенных лиц.

Однако
Софокл пошел еще дальше. В действие пьесы он ввел
участие третьего актера и тем самым сделал возможным более живое
действие на сцене, более богатый сюжет и более разнообразие
характеров героев.

Софокл был первым драматургом, который отказался
от собственного исполнения ролей, несмотря на то, что он сам был
мастер плясать и петь. С того времени произошло разделение
профессий актера и режиссера. Хору была отведена более спокойная
роль, вне самого действия, и драматизм отныне выступал
многозначительно вперед, являясь главной основой трагедии. Сам
Эсхил осознал прогресс, внесенный в драматургию Софоклом. Он не
только усвоил внешние улучшения трагедии, но и сам поднялся,
побуждаемый своим молодым соперником, до более зрелой обработки
драмы.

Софокл, как и Эсхил, не чуждался общественной
жизни. Однако он в первую очередь оставался поэтом. Его
современник Ион (отец исторической биографии) описал Софокла,
когда он его встретил на Хиосе, где Софокл исполнял роль афинского
стратега, как человека относящегося с большим юмором к своим
обязанностям.

Поэтому наибольшую пользу своему отечеству Софокл принес именно
как драматург. Трагедии Софокла больше, чем все другие
произведения, содействовали тому, что эпоха внешнего могущества
Афин приобрела, внутреннее, духовное значение. Подобно Периклу,
Софокл старался поддержать в старой славе древние богослужения и
нравы народа, неписанные законы священного права, но в то же время
призывал граждан Афин усваивать всякий современный прогресс.

Софокл был близким другом Перикла, о чем свидетельствует та
непринужденность и веселость, с которой Перикл относился к поэту
на военных советах. Однако, Софокл никогда не был приверженцем
каких-либо политических партий, каким был Эсхил. Его поэзия
служила Афинам в целом. Никто не выиграл столько поэтических
призов и не пользовался такой славой, как Софокл.

За свою жизнь
Софокл написал более 80 трагедий, из которых до
нас дошло всего лишь шесть: “Эдип в Колоне”, “Антигона”,
“Трахинянки”, “Аянт”, “Филоктет”, “Электра”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *