ДРЕВНИЕ АФИНЫ

Географическое положение обуславливало рост и расширение Древних Афин к северу и западу от Акрополя. С северо-западной стороны находились главные ворота Древних Афин – Дипилон (двойные ворота), широчайшие и красивейшие ворота города. Это был как бы фасад Древних Афин, а древние греки любили как можно грандиознее и веселее обставлять главные ворота в город и храмовые дворы. Здесь проходила широкая проезжая дорога, которая вела прямо к городскому рынку Керамикса. Отсюда по направлению к западу шла дорога в Элевсин — это был священный путь всех праздничных шествий.

Проходя Дипилон, путешественник попадал на другую дорогу, которая вела к древней Академии, в лесистую местность Кефиса. Стратег Кимон украсил Академию множеством статуй, а местность вокруг Академии обсадил множеством деревьев.

Большие дороги и особенно дорога, которая проходила сквозь Керамикс, были украшены могильными памятниками воинам, павшим в различных битвах. Пространство вдоль дороги было разделено на участки, соответствующие полям различных местных и иноземных сражений.

Восточный край Афин был в древности самой тихой и отдаленной частью города. Здесь Диохаровы ворота вели к Ликиону — священному месту культа Аполлона, находившемуся неподалеку от правого берега Илисса, где Перикл воздвигнул Гимназию. Другая подобная гимназия находилась далее к северу, в посвященной Гераклу местности. Эти гимназии со своими скульптурами, фонтанами и группами деревьев составляли одно из самых главных украшений Афин; они не только служили местом сбора для толп молодежи, но и любимым местом сбора старцев и мужей.

В самих Афинах также не было недостатка в художественных сооружениях, и со времен греко-персидских войн многое было сделано для украшения города во вкусе и сообразно потребностям древних афинян. Особенно много было устроено городских колоннад, где граждане, не лишая себя наслаждения быть на свежем воздухе, могли удобно беседовать друг с другом.

Центром общественной жизни в Древних Афинах была Агора Керамикса. На западной стороне Агоры находилась мраморная колоннада Зевса с колоссальным изображением бога, а также правительственное здание, где был выставлен свод законов Солона. Напротив, на восточной стороне, возвышалась колоннада Писианакта, которая со времен стратега Кимона стала также картинной галереей. Центральная площадь Агоры была обсажена платанами, а также украшена фонтанами и скульптурами. Неподалеку от центра Агоры находился Храм Гефеста.

Украшением юго-восточной части Древних Афин служил Театр Диониса, который находился на южном склоне Акрополя. Он был одним из самых величавых зданий в Афинах. С северной стороны к театру вела дорога, обставленная освященными треножниками, каждый из которых служил памятником в честь победы на сценическом фестивале.

Но главной ареной творческой деятельности афинян в древности был Афинский Акрополь. Со времен греко-персидских войн афиняне тратили определенную часть военной добычи на благоустройство Акрополя.

Во времена Кимона у подножья Акрополя была возведена стена, которая служила также поддержкой для замковой террасы. Стена эта придавала Афинам с моря величественный вид и до сих пор считается роскошным сооружением эллинской фортификации.

После окончания строительства больших крепостных стен Акрополь утратил всякое военное значение. Тогда-то и решил Перикл превратить Акрополь в мировой художественный центр и роскошнейшим образом украсить центр древнейших святилищ всеми средствами аттического искусства.

Самым священным местом Акрополя издавна был находившийся на северной окраине скалы Эрехтейон. Над созданием этого храма трудилось несколько поколений, но главные части храма, включая знаменитый портик кариатид с южной стороны, были выполнены в эпоху Перикла.

Основным же строением Древних Афин и Древней Греции был Парфенон (или Гекатомпедон). Архитектором Парфенона был Иктин, ему помогал Калликрат, который был ответственный за проектирование и строительство южной части здания.

Парфенон окружали колонны дорического типа: по семнадцать колонн в длину и по восемь в ширину. Главные ворота храма находились с восточной стороны, оттуда посетитель вступал во второй зал с шестью колоннами – так называемый пронаос. Отсюда высокая металлическая дверь вела во внутреннее помещение, которое было разделено двойным рядом колонн, поддерживающих потолок здания. Часть потолка была некрытой для того, чтобы пропускать достаточное количество света в здание. Внутренее помещение оканчивалось опистодомом — помещениее, служащее для хранения даров и выходившее к западному преддверию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *