Эсхил

Та эпоха, когда
Афины
Древней Греции впервые выступили в роли великой державы и выслали
за море первые военные корабли, была также ключевым моментом и в
истории греческого театра. Тогда был перестроен театр Диониса на
южном склоне Акрополя, старые деревянные подмостки были разрушены,
и была предпринята дорогая и обширная постройка театрального
здания.

Эсхил, сын элевсинца Эвфориона, происходил из
старой семьи, которая находилась в глубокой связи с главным
святилищем Элевсина – храмом Деметры. Вполне очевидно, что строгие
храмовые обряды, посвященные культу Деметры, навсегда оставили
свой след в душе Эсхила. В детские годы
Эсхил был свидетелем падения тирании в Афинах,
которая была ненавистна зажиточным деревенским семьям, а в 35
летнем возрасте
Эсхил в составе афинской армии сражался против
персов у Марафона. Интересно, что сам Эсхил этот факт своей
биографии ценил намного выше, чем то, что он сделал в будущем для
становления драматургии. При Марафоне
Эсхил был одним из многих граждан, которые
сражались с персами, в поэзии же он занимал высочайшее положение,
несравнимое ни с кем из современников.

Именно
Эсхил положил основание аттической трагедии, так
что все прежние произведения казались несовершенными попытками.

Эсхил ввел в исполнение пьес второго актера и
этим способом сделал сценическое исполнение истинной драмой, так
как с этой поры стало возможным ведение в ней полноценного
диалога. Вместе с тем
Эсхил ввел различие между главной и побочной
ролью, хоровые песни в его пьесах были существенно сокращены, и
действие стало выступать на первый план.
Эсхил первым уделил внимание характерам героев.

В то время поэты стояли в центре общественной жизни. И в таком
городе, как Афины, было немыслимо, чтобы люди, которые на
общественных празднествах предъявляли собранной общине творения
своего духа, могли равнодушно относиться к современным вопросам.

Еще Фриних пытался перенести современную историю на театральную
сцену. Его “Падение Милета” и “Финикиянки” имели, несомненно,
политическую тенденцию.
Эсхил, обладая уже более величавыми приемами,
пошел по следам своего предшественника, поставив на сцене через
четыре года после “Финикиянок” Фриниха, своих “Персов”. Эсхил,
подобно Геродоту, в самой борьбе между Европой и Азией увидел
великую историческую драму, разнообразные акты которой,
разделенные между собой временем и пространством он соединил в
единую драму. В первой части, “Финее”, были изображены древнейшие
распри между обоими частями света – походы аргонавтов. Во второй,
“Персах”, изображается поражение Ксеркса. Эсхил сам был участником
Саламинского сражения, именно его описание является самым полным в
этом вопросе. В третей части трагедии морской бог Главк,
чествуемый в Беотии, возвещает о поражении персов при Гимере. Так
произведение Эсхила сплетало седую старину и современность,
складывая картину, проникнутую глубокой внутренней связью.

Эсхил никогда не был в стороне от острой политической борьбы в
Афинах. Так, например, когда демократическая партия стала угрожать
последней твердыни старой доброй аристократии (приверженцем
которой был
Эсхил) – ареопагу, тогда поэт, будучи уже
семидесятипятилетнем возрасте, написал “Эвмениды”, для того чтобы
раскрыть перед соотечественниками все священное значение ареопага
как божественного учреждения и остеречь их от последствий
безбожной распущенности. Когда за ареопагом был оставлен лишь
статус суда,
Эсхил почувствовал себя одиноким и чужим среди
города, широко развившего у себя демократию. То была уже не та
свобода, из-за которой он жертвовал своей жизнью в боях с персами.
“Орестея” была последним произведением, которое Эсхил поставил в
Афинах. Он удалился на Сицилию где и умер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *