История Пешта, прежде самостоятельного города, а затем части столицы Венгрии, — полна периодов расцвета и упадка. И даже восстания из пепла. Собственно, точное начало возникновения города трудно назвать. Первые племена кельтов (эрависки) здесь сменили римляне.
Это были легионы Римской империи, тогда еще не имевшей дополнения – Священная. Они расширяли владения и образовали на территории, входящей теперь в границы IV административного района Будапешта, укрепленное поселение.
Само название Аквинкум получилось от Ак Инк (изобилие воды). Скорее всего, оно связано с наличием здесь термальных вод. Можно с уверенностью сказать, что массовое развитие в Средние века в Венгрии системы купален на горячих водах зародилось именно в Аквинкуме. Вместе с легионерами мигрировал в обозах и гражданский люд.
В начале II века нашей эры город уже стал столицей Нижней Паннонии – новой римской провинции. При этом по юрисдикции Апеннин цивильные горожане Аквинкума получали римское гражданство. За пару сотен лет город увеличил численность населения до пятидесяти тысяч человек. Была создана вся инфраструктура для геотермального курорта. Аквинкум можно считать первыми термами Будапешта с римской культурой купания (Италия также богата геотермальными водами).
Было построено много гражданских сооружений — от бань до жилых домов и вилл местной знати. В те времена было налажено централизованное отопление зданий. При раскопках на территории бывшего Аквинкума нашли подземные каменные каналы поступления горячих вод (до 80 градусов).
Перенесены были и всевозможные римские традиции: бои гладиаторов, схватки человека с дикими животными. Для этих целей выстроили два амфитеатра по типу римских: гражданский и военный. Все это можно увидеть воочию в музее Аквинкума под открытым небом на территории современного Пешта.
Жить бы да процветать Аквинкуму! Но, созданный легионерами, он превратился в беззащитное цивильное поселение перед натиском гуннов с их очень амбициозным руководителем Аттилой. Он покорял дунайские владения римлян одно за другим.
Новые преобразования были связаны с миграцией сюда с Карпатских гор мадьяр, которые создали европейское государство. Но и оно не смогло соперничать со средневековыми варварами: татаро-монголами или османскими армиями. Поскольку не было главной роли единого центра. Столица всё еще состояла из двух частей, размещенных на разных берегах Дуная. При этом действующий король сидел в городе Секешфехервар, королева – в Веспреме, а мощной тогда силой, религией, руководили из Эстергома.
И все-таки венгры вновь все восстановили и стали весомой нацией Западной Европы. Вскоре над Пештом нависла еще одна угроза — наводнение. Буде на ее холмах разливы Дуная ничем не грозили. А равнины Пешта легко становились озерами. В марте 1838 года полноводный Дунай похоронил под разливами множество строений, гибли и люди. Восстановив разрушенное, Пешт набирал сил, динамично развиваясь.
А наводнение усилило еще одну проблему – транспортную. Связи двух берегов не было не только из-за наводнений. Зимой Дунай переходили по льду с опаской, летом паромы плавали нерегулярно.
Наверное, мысли о необходимости возведения хотя бы нескольких мостов с одного берега на другой были у знати, правившей Венгрией. Но неожиданно помог случай. Известный деятель Венгерского государства, граф-реформатор Иштван Сечени в один из зимних месяцев 1820 года из-за ледохода не мог вовремя попасть из Пешта в Буду на похороны отца. И тогда по его инициативе в 1849 году был перекинут с берега на берег первый дунайский мост. Ему дали имя Сечени.
Так один мост и подтолкнул к объединению Буды, Пешта и Обуды (Старой Буды) в единый город – Будапешт.
Пешт вырос в могущественный коммерческий центр, развивалась сеть отелей, культурных и развлекательных заведений с многочисленными кафе, столиками для встреч богемы.
Чем порадует туристов юг Пешта
Прежде чем ответить на этот вопрос, расскажем о том, как городская инфраструктура способствует притоку гостей столицы, туристов разных континентов в районы Будапешта.
Административно город поделен на 23 района. Две трети относятся к Пешту. После пятого, центрального, района в сторону юга расположены шестой, седьмой, восьмой и девятый. А тринадцатый – двадцатый – это внешние районы, образующие полукруг на юге. Двадцать первый и двадцать третий районы – на юге левобережной части.
Городская «подземка» — также достопримечательность Будапешта. Известно, что старейшее метро находится в столице Великобритании. Но электрические поезда в Будапеште появились раньше.
Линия М1 в Будапеште открылась в 1896 году, а в начале третьего тысячелетия признана ЮНЕСКО в качестве образца мирового наследия. Для охвата территории расположены четыре ветки метрополитена. Они доступны левому берегу, а меньше — правому. И эта неравномерность объяснима естественной преградой – горным массивам Буды.
Метро имеет четыре линии: М1 – М4. Три ветки сходятся между собой в центре столицы. Древнейшая линия – первая — сдана в эксплуатацию еще в 1897 году. В длину дорога составляет 4,2 километра: Mexikói út — площадь Vörösmarty tér.
На одиннадцати станциях наверху расположены достопримечательности столицы. Поезда ветки М1 пассажиры называют забавными. Своими небольшими вагонами они напоминают детские железные дороги в некоторых странах.
До юга Пешта доходят поезда продолжительной «синей» линии — М3. С нее можно перейти на М2 и М4 и переехать в Буду, а оттуда — в Пешт.
Теперь о поверхностном транспорте: без мостов движение по линии Пешт – Буда или наоборот не состоялось бы. На южном, пештском, направлении действуют, как минимум, два моста — Эржебет и Свободы. Кроме функциональных особенностей, оба — достопримечательности и юга Пешта, и столицы. Оба моста сооружены на узких участках Дуная. Длина Эржебета — 379 метров. Своим названием мост обязан императрице Елизавете Баварской. Проект германского инженера Ю. Кюблера выдержал всех «конкурентов». Но мост построили по расчетам венгерских инженеров, даже не участвовавших в конкурсе.
Новая переправа не очень вписывалась в выбранные места «парковки» на противоположных берегах Дуная. Возникли проблемы у Пешта. Ось моста направлялась на два старинных сооружения: городскую Ратушу и приходскую католическую церковь. Этот храм строили еще в XII веке. В конце концов, ратушу отдали на заклание, а вокруг костела шли споры: то ли взорвать, то ли перенести в другое место.
Наконец власти «включили» логику и просто передвинули ось моста чуть в сторону. А вот на правом берегу пришлось снести часть района и несколько памятников османского господства.
Мост Свободы постройки 1896 года ближе к пештскому югу. Он короче Эржебета на семь метров. Нынешнее название мост получил после трех предыдущих переименований, украшен в стиле мифологических традиций. На мачтах моста установили статуи вымышленных птиц турулов.
Мосту досталось в конце Второй мировой войны — динамитом подорвали. Позже восстановили. Недавно снова реконструирован.
И об эстетическом удовольствии от прогулок по югу Пешта. Музей изобразительных искусств Будапешта – это собрание в одном месте произведений зарубежных мастеров. Музей основан в 1896 году и размещается в здании в стиле неоклассицизма на площади Героев. Картины, графика, скульптуры венгерских творческих личностей представлены в национальной галерее.
Пешт на карте Венгрии