Монастырь Дафни – всемирное наследие Греции

Если ехать по автомобильной магистрали Афины – Элевсин, то где-то посредине шикарной лавровой рощи находится монастырь Дафни. Но точно известно, что здесь находится самая высокая точка этой дороги и лавровой рощи. О святилище Аполлона Дафнийского на этом месте упоминал древнегреческий историк Павсаний в «Описании Эллады».

Монастырь Дафни

Монастырь Дафни

Лавровая роща и определила название православного культового комплекса. Ведь «дафни» переводится с греческого как «лавр». Когда-то этот древний тракт назывался Священной дорогой.

История и судьба монастыря Дафни

Несколько православных монастырей Греции — Дафни, а также Осиос Лукас (действующий мужской, 37 км от г. Дельфы) и Неа Мони (действующий женский, остров Хиос в северной части Эгейскго моря) – в 1990 году внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь дафни - место повышенного интереса туристов

Монастырь дафни — место повышенного интереса туристов

Монастыри были построены в десятом – двенадцатом веках нашей эры. И являются величайшими образцами архитектурно-религиозного византийского искусства. Все они являются популярными объектами массового православного паломничества и туризма материковой и островной Греции. Напомним: первый объект Греческой Республики в этот список внесен в 1986 году. Это античный Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах.

Масштабное возведение комплекса зданий монастыря Дафни или Дафниона проводилось в 1080 году. Из вышесказанного понятно, что комплекс образован на территории языческого святилища Аполлона Дафнийского. В четвертом столетии нашей эры здание было разорено варварами-готами. Из античной колоннады сохранилось несколько колонн. Остальные постигла судьба Парфенона, Храма Аполлона Эпикурейского, когда часть данных памятников истории и архитектуры древней Эллады была вывезена в Англию неким лордом в девятнадцатом веке.

Мозаика монастыря Дафни

Мозаика монастыря Дафни

Как только пал Константинополь, крестоносцы пошли дальше: была разорена и Дафнийская обитель. Поэтому в 1206 году афинский правитель де ля Рош вынужденно переподчинил монастырь Дафни бургундскому монастырю (Франция). В византийскую архитектуру Дафни тогда же были внесены многочисленные переделки в западноевропейском стиле. Основная часть все же была сохранена в крестово-купольном варианте. После захвата Афин османами (1458 год) султан вернул монастырь православным. Через четыреста лет монастырь был распущен теми же турками.

Рождество Богоматери. Монастырь Дафни

Рождество Богоматери. Монастырь Дафни

Этот вариант христианских культовых сооружений ввели византийские архитекторы в V — VIII веках. Он стал главенствующим в зодчестве этой империи с IX века. Оттуда вскоре распространился в православные страны Европы как основной архитип храмов.
Если судить по церкви монастыря Дафни, посвященной Успению Богоматери, то это в плане восьмиугольник (октагон) с наружными закруглениями стен, центр которого определяли несколько колонн. Перекрывали церковь цилиндрами сводов в виде креста.

В самой центральной части церкви на арках установлен купол. Поэтому и название – крестово-купольное возведение.

Церковь Успения Богоматери. Вид сверху

Церковь Успения Богоматери. Вид сверху

С разных сторон к храму пристраивали необходимые для проведения служб и других надобностей церковные помещения: внешняя паперть, вроде открытого «вестибюля» (экзонартекс), а также несколько сниженных выступов граненой формы (апсиды). Это как эркеры в гражданской архитектуре.

Монастырю Дафни мозаики принесли признание

Интерьер церкви Успения Богоматери — это средоточие художественных произведений методом мозаичного декорирования сюжетов на христианскую тематику.

Распятие. Церковь Успения Богоматери. Монастырь Дафни

Распятие. Церковь Успения Богоматери. Монастырь Дафни

Выкладывали мозаику в комниновском стиле мастера из Константинополя. Этот стиль иконописи пришел на смену аскетическому, когда лики святых изображались без чувств и эмоций, пытались это подчеркнуть светом. При династии Комнинов в церковных изображениях произошел поворот в физиономическую сторону.

Просмотрим этот стиль на мозаиках церкви монастыря Дафни, появившихся в нем на рубеже одиннадцатого – двенадцатого столетий. Вот хотя бы этих святых – Пантократора, расписанного на куполе храма, святителя Николая Чудотворца и мученика Акиндина. У каждого изображенного на мозаиках — вытянутое лицо, узкие глаза и ямка на переносице. Портреты вышли классическими и гармоничными, а лики святых, если сказать проще, — одухотворенными. Это физиогномические черты комниновского стиля.

Христос пантократор. Купол собора в Дафни

Христос пантократор. Купол собора в Дафни

На мозаиках сохранились краски, и художества выдержали неоднократные за столетия подземные тряски, от которых рассыпались постройки. Особенно ощутимы они были в 1887 и 1897 годах, тогда монастырь серьезно пострадал. В нем сменялись постояльцы: военный гарнизон, лечебница для умалишенных.

В конце девяностых годов ХХ столетия монастырь Дафни близ Афин закрыли и поставили на реставрацию. Этого требовали правила нахождения объекта в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Позже он открыт для посещения туристами и верующими, но реконструкция продолжается и до сих пор.

Монастырь Дафни на карте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *