Международная организация ЮНЕСКО совершает важнейшее дело: сохраняет лучшие объекты планетарного значения. Чтобы ими любовались жители всех материков и через сто, и через тысячу лет. Точно так же, как нынешнее поколение интересуется сохранившимися древнейшими сооружениями, такими, например, как Храм Аполлона Эпикурейского в греческих Бассах.
Греция бережет свою историю в артефактах
Храм имени этого эпикурейца был первым из нынешних почти двадцати архитектурных образцов древней Эллады, внесенных ЮНЕСКО в перечень Всемирного наследия в 1986 году. Одиннадцать из них отнесены к гениальным человеческим шедеврам, два к красивейшим природным феноменам.
За пять лет до этого Республика Греция юридически удостоверила международный документ, возведя памятники ЮНЕСКО в ранг государственной политики. По всему миру в нем насчитывается чуть больше тысячи подобных исторически важных объектов.
Храм имени мифологического мужественного эпикурейца в Бассах не полностью выдержал испытание многочисленными материковыми войнами, землетрясениями, дождями и жарким солнцем. Самое прочное в нем все же выстояло, и теперь будет храниться уже под искусственной крышей — тентами. Так обязывает страну весомая международная организация.
Многочисленные фото даже остатков храма дают представления тем, кто никогда не был в Греции, об искусстве античных зодчих. Только по колоннам и без надписи под снимками, миллионы людей по всему миру узнают греческий храм Аполлона Эпикурейского.
Кто и зачем строил этот шедевр?
Храм в Бассах — один из немногих сохранившихся культовых сооружений Древней Греции с пятого века до нашей эры. Возведен на горе Котилион полуострова Пелопоннес — над уровнем моря более тысячи ста метров.
Есть несколько легенд, раскрывающих значение постройки храма. Одна из них. Во время Пелопонесской войны возникла вспышка бубонной чумы, названной в истории Афинской, но занесенной на территорию Греции из Египта кораблями торговцев. В городке Фигалии вспышки страшной болезни не было. В знак этого они соорудили памятник богу-спасителю Аполлону.
Это выразилось в возведении величественного храма-эпикура в Бассах. Это не населенный пункт, а местность между несколькими древними греческими областями. Приставка к имени бога «эпикур» означает «спаситель».
Странное в этом одно: пелопонесские войны вели жители Пелопонесса, где и находилась Фигалия. Не развяжи они неразбериху, когда массы людей в антисанитарных условиях были вынуждены жить, чума на полуостров не пришла бы.
Но отдадим должное зодчему за возведение в 420 — 400 годах до н.э., величественного храма, которым даже в развалинах люди любуются через тысячелетия. Им был Иктин, построивший несколько храмов, в том числе и сгоревший, разграбленный и восстановленный в современные времена Парфенон. Его он закончил за семнадцать лет до постройки Храма Аполлона. Современные архитекторы называют его знатоком колоннад. Его изюминка: колонны он несколько наклонял в разные стороны для того, чтобы они выглядели… ровными.
Если бы заглянуть внутрь храма
И снова надо вернуться к Парфенону, поскольку многое из воплощенного в тот проект, использовалось и в святилище для фигалийцев. Почти та же пропорция прямоугольника храма: в Парфеноне было 17 колонн по длинным сторонам, и 8 по коротким, в Храме Аполлона – 15 и 6. Как видим, по наличию колонн, последний храм был меньших размеров, в плане же почти повторял Парфенон. Только было меньше внутренних колонн.
Везде использовались колонны дорического ордера. Правда, частично использованы примеры и других способов расстановки колонн. Из трех видов колоннад, эти проще, в их «шляпе» меньше изящества. Чтобы было понятно туристам, что «шляпы» сверху – это крепление обычных колонн. Ведь их на раствор не сажали, как сейчас. В России еще стоят колонны этого ордера на помпезных зданиях, например,
Как и Парфенон, Храм Аполлона возведен по одним и тем же сторонам света – с востока на запад. Иктин считал, что при таком расположении лучше рассмотривались колоннады.
В периметре (по-древнегречески – в перипетре) храм — в виде прямоугольника. Ничего нового: внутренняя часть поделена на три части. Чтобы не путать туристов старыми названиями, скажем так – это передняя, центральная и задняя.
Скульптуры, архитектурное украшение внутренностей здания изящны композиции и исполнению. Фриз храма – декорированная опоясывающая здание полоса просто шедевр. Археологи высчитали, что он состоял из двадцати трех мраморных плит, на большинстве которых с выпуклые изображения сражений.
Откопали остатки храма в начал девятнадцатого века и продали в Британский музей. Храм действовал ряд периодов. Но из-за удаленности вскоре забыт.
Храм Аполлона в Бассах на карте