Международная организация ЮНЕСКО совершает важнейшее дело: сохраняет лучшие объекты планетарного значения. Чтобы ими любовались жители всех материков и через сто, и через тысячу лет. Точно так же, как нынешнее поколение интересуется сохранившимися древнейшими сооружениями, такими, например, как Храм Аполлона Эпикурейского в греческих Бассах.

Храм Аполлона
Греция бережет свою историю в артефактах
Храм имени этого эпикурейца был первым из нынешних почти двадцати архитектурных образцов древней Эллады, внесенных ЮНЕСКО в перечень Всемирного наследия в 1986 году. Одиннадцать из них отнесены к гениальным человеческим шедеврам, два к красивейшим природным феноменам.
За пять лет до этого Республика Греция юридически удостоверила международный документ, возведя памятники ЮНЕСКО в ранг государственной политики. По всему миру в нем насчитывается чуть больше тысячи подобных исторически важных объектов.

Колонны храма под тентом
Храм имени мифологического мужественного эпикурейца в Бассах не полностью выдержал испытание многочисленными материковыми войнами, землетрясениями, дождями и жарким солнцем. Самое прочное в нем все же выстояло, и теперь будет храниться уже под искусственной крышей — тентами. Так обязывает страну весомая международная организация.
Многочисленные фото даже остатков храма дают представления тем, кто никогда не был в Греции, об искусстве античных зодчих. Только по колоннам и без надписи под снимками, миллионы людей по всему миру узнают греческий храм Аполлона Эпикурейского.
Кто и зачем строил этот шедевр?
Храм в Бассах — один из немногих сохранившихся культовых сооружений Древней Греции с пятого века до нашей эры. Возведен на горе Котилион полуострова Пелопоннес — над уровнем моря более тысячи ста метров.

Храм Аполлона. фундамент несохранившейся части
Есть несколько легенд, раскрывающих значение постройки храма. Одна из них. Во время Пелопонесской войны возникла вспышка бубонной чумы, названной в истории Афинской, но занесенной на территорию Греции из Египта кораблями торговцев. В городке Фигалии вспышки страшной болезни не было. В знак этого они соорудили памятник богу-спасителю Аполлону.
Это выразилось в возведении величественного храма-эпикура в Бассах. Это не населенный пункт, а местность между несколькими древними греческими областями. Приставка к имени бога «эпикур» означает «спаситель».
Странное в этом одно: пелопонесские войны вели жители Пелопонесса, где и находилась Фигалия. Не развяжи они неразбериху, когда массы людей в антисанитарных условиях были вынуждены жить, чума на полуостров не пришла бы.

Храм Аполлона Эпикурейского. Общий вид
Но отдадим должное зодчему за возведение в 420 — 400 годах до н.э., величественного храма, которым даже в развалинах люди любуются через тысячелетия. Им был Иктин, построивший несколько храмов, в том числе и сгоревший, разграбленный и восстановленный в современные времена Парфенон. Его он закончил за семнадцать лет до постройки Храма Аполлона. Современные архитекторы называют его знатоком колоннад. Его изюминка: колонны он несколько наклонял в разные стороны для того, чтобы они выглядели… ровными.
Если бы заглянуть внутрь храма
И снова надо вернуться к Парфенону, поскольку многое из воплощенного в тот проект, использовалось и в святилище для фигалийцев. Почти та же пропорция прямоугольника храма: в Парфеноне было 17 колонн по длинным сторонам, и 8 по коротким, в Храме Аполлона – 15 и 6. Как видим, по наличию колонн, последний храм был меньших размеров, в плане же почти повторял Парфенон. Только было меньше внутренних колонн.
Везде использовались колонны дорического ордера. Правда, частично использованы примеры и других способов расстановки колонн. Из трех видов колоннад, эти проще, в их «шляпе» меньше изящества. Чтобы было понятно туристам, что «шляпы» сверху – это крепление обычных колонн. Ведь их на раствор не сажали, как сейчас. В России еще стоят колонны этого ордера на помпезных зданиях, например,

Сохранившиеся элементы лепки храма Аполлона
Как и Парфенон, Храм Аполлона возведен по одним и тем же сторонам света – с востока на запад. Иктин считал, что при таком расположении лучше рассмотривались колоннады.
В периметре (по-древнегречески – в перипетре) храм — в виде прямоугольника. Ничего нового: внутренняя часть поделена на три части. Чтобы не путать туристов старыми названиями, скажем так – это передняя, центральная и задняя.
Скульптуры, архитектурное украшение внутренностей здания изящны композиции и исполнению. Фриз храма – декорированная опоясывающая здание полоса просто шедевр. Археологи высчитали, что он состоял из двадцати трех мраморных плит, на большинстве которых с выпуклые изображения сражений.
Откопали остатки храма в начал девятнадцатого века и продали в Британский музей. Храм действовал ряд периодов. Но из-за удаленности вскоре забыт.
Храм Аполлона в Бассах на карте