Афина

Афина очень древнее божество. Культ поклонения
Афины существовал еще задолго до вторжения в
Грецию
дорийских племен в 11 веке до н.э. В микенскую эпоху
Афина, по всей вероятности, была покровительницей
акрополей и дворцов. Эту теорию подтверждают археологические
раскопки архаических Микен, в ходе которых были найдены следы
почитания женского божества войны со щитом в руке.

Гомер, который в темные века греческой истории описал легендарную
эпоху, описывает Афину как богиню покровительницу героев. Также
полагают, что
Афина первоначально была связана с микенскими
дворцами и их царями.

В 7 веке до н.э., после образования полисов в Греции, Афина стала
покровительницей многих городов, и поэтому появляется вооруженной
как богиня войны. В пантеоне богов Древней Греции был еще один бог
войны – Арес.
Афина, в отличие от Ареса, была еще
олицетворением порядка в семье и городе. Ее воинственные черты
связаны с защитой и покровительством, а черты Ареса с агрессией.

Другой важной чертой Афины было покровительство ремеслам и
искусствам. Часто Афина разделяла один храм (храм был обычно
жилищем бога в Древней Греции) с другим богом ремесленником –
Гефестом. Так, например, совместный храм Афине и Гефесту находится
на территории Афинской Агоры. Афина занималась главным образом
домашними ремеслами – чесанием шерсти, ткачеством и т.д. У Гомера
она обучает молодых девушек ткать, и согласно мифу, была
разгневана соперничеством в этом ремесле.

Когда юная девушка Архана осмелилась заявить, что превосходит в
ткаческом искусстве Афину, богиня превратила ее в паука и обрекла
постоянно ткать легко рвущуюся пряжу. Этот миф указывает на
жестокое отношение Афины к непокорным.

Афина также помогала ювелирам и гончарам. Поэтому Афина особо
привлекала к себе низшие слои общества и олицетворяла собой
основные занятия жителей греческих полисов.

Интересен также способ, согласно которому Афина появилась на свет.
Афина не родилась обычным способом, а выпрыгнула из головы своего
отца Зевса, который перед рождением богини проглотил ее мать
Метиду. Когда пришел час родов, Зевс почувствовал страшную
головную боль и попросил бога кузнеца Гефеста разрубить ему голову
топором. Когда Гефест разрубил голову Зевса, оттуда и выскочила
Афина.

Этот миф указывает на тесную связь между Зевсом и Афиной. Он
ставит Афину как бы выше всех остальных богов и помещает ее на
наиболее почетное место в пантеоне олимпийских богов.

Есть также интересный миф, который связывает Афину и Медузу
Горгону. Одна из наиболее важных частей доспехов богини – эгида.
Эгида, — это козья шкура, на которой была помещена голова Медузы
Горгоны. Медуза была созданием настолько ужасным, что всякий кто
смотрел на нее, превращался в камень. Вместо волос у Медузы были
ядовитые змеи, делавшие Медузу еще опасней. Согласно мифам, Медузу
убил древний герой Персей, который затем подарил голову Медузы
Афине.

Культ Афины был также связан с плодородием. В некоторых городах
Афина помогала молодым девушкам и матерям. В честь Афины
проводились специальные праздники – аррефории, которые были
связаны с плодородием.

Такое сочетание свойств показывает насколько разноплановым был
культ Афины в древнем мире. Одни из этих свойств связаны с
культурными благами, другие с противостоянием и насилием. Это
совсем не удивительно, если вспомнить, что Афина очень древняя
богиня, образ которой формировался в течение многих столетий, и
который впитывал черты богинь тех территорий, на которых культ
Афины получал свое распространение. Нужно также отметить, что
культ Афины на разных местностях имел свои отличительные
особенности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *