Главная | Греция | Афины | Акрополь

Парфенон

Парфенон (храм Афины Парфены) занимает доминирующее положение на Акрополе. Этот храм являлся и является основным в Афинах и посвящен покровительнице города и Аттики - богине Афине.

Сегодняшний Парфенон не является первым, построенным на этом месте. Более древний храм, возведенный еще при Писистрате, был разрушен персами в 480 г. до н. э, как и все остальные храмы Акрополя.
Восстановление храма, а вернее его новое строительство, началось в 449 г. до н.э. во время правления великого Перикла. Строительство вели архитекторы Иктин и Калликрат, а общее художественное оформление было поручено Фидию, который был другом Перикла и его советником по искусству. Также Фидий был автором всех скульптур и фризов, украшавших Парфенон.

Фото Парфенона

На фото Афины Парфенон На фото Афины Парфенон

Интересно, что Фидий и Перикл были обвинены афинянами в нескромности, т.к. в одном из фризов, изображавших битву греков с амазонками, Фидий запечатлел самого себя и своего друга Перикла. Парфенон находился в хорошем состоянии до прихода в Афины римлян . А после этого римляне начали разграбление Парфенона, вывезя часть статуй в Рим.

Во времена правления византийского императора Юстиниана было принято решение о переделки всех храмов в христианские. Парфенон стал храмом Святой Софии.
Во время четвертого крестового похода крестоносцы продолжили переделку Парфенона, сделав из него католический храм.

Но наиболее серьезным разрушениям Парфенон подвергся во времена турецкого владычества над Афинами. Сначала турецкие власти переделали Парфенон под мечеть, пристроив к нему минарет, а потом приспособили Парфенон под пороховой склад. В 1687 году, во время штурма венецианцами Акрополя , снаряд, попавший в Парфенон, воспламенил хранящийся там порох и вследствие взрыва превратил Парфенон в груду развалин.

На фото Афины Парфенон На фото Афины Парфенон

В 1802 году английский посол в Константинополе, получив разрешение султана, вывез с Акрополя все то, что ему показалось ценным.

В настоящее время в Парфеноне, а, равно как и по всему Акрополю, активно ведутся реставрационные работы. В планах реконструкторов максимально приблизить Парфенон к состоянию, в котором он находился в античные времена. Для этого мрамор, необходимый для реставрационных работ, подается исключительно из тех же каменоломен, из которых он брался в древности.

На фото Афины Парфенон детали фриза На фото Афины Парфенон

Парфенон Золотого Века Афин

Парфенон был целиком построен из пентельского мрамора.

Это был храм дорического стиля типа периптер, с целлой, сделанной в виде амфипростиля, длиной 70 и шириной 31 метр. Он имел по восемь колонн высотой 11 метров на каждом фасаде и по 28 колонн на торцовых сторонах храма. На каждой из колонн было по 20 каннелюр, а диаметр колонн был неодинаков по всей их длине. На небольшом расстоянии от цоколя колонны заметно утолщаются, а затем сужаются ближе к капители. Это выглядело так, будто они проседают немного от придавившего их веса, но успешно удерживают его, сопротивляясь, словно живые. На архитрав храма опирался фриз с триглифами и метопами. Крыша Парфенона была деревянной, крытой мраморной черепицей.

На архитраве восточной стороны, над колоннами, были закреплены двадцать два трофейных персидских щита, добытых Александром Македонским в битве у Гранико в 334 году д.н. С восточной стороны храм был украшен фризами, изображавшими сцены битвы богов с Гигантами, где главной героиней была богиня Афина. На фризах с южной стороны были изображены сцены битв Лапитов с Кентаврами. В этих схватках принимает участие и афинский герой Тесей, друг царя Пирита. На фризах западной стороны были изображены сцены битв того же Тесея с Амазонками, осаждавшими город. Северную сторону храма украшали фризы, изображавшие сцены Троянской войны, подчеркивая участие афинян в этой войне.

На фото Афины Парфенон На фото Афины Парфенон детали фриза

Внутри Парфенон делился на четыре части. Это были пронаос, целла, квадратная зала за целлой и опистодом. Пронаос и опистодом были украшены шестью дорическими колоннами каждый. Целла называлась гекатомпедос, что означало, что ее длина равнялась ста аттическим футам, и разделялась на три части двухярусными коллонадами, окружающими статую Афины Парфены в глубине святилища.

Согласно историку Павсанию, сама статуя была примерно десяти метров высотой. Тело статуи было деревянным, его обнаженные участки были сделаны из слоновой кости, а одежда и венок - из золота. Золото на статуе весило примерно 1150 килограммов. Богиня была изображена в полный рост, стоящая во всеоружии с аттическим шлемом. В правой руке Афина держала Нику, а копье Афины опиралось на левое плечо. В левой руке богиня держала щит, внутри которого свернулась в клубочек акропольская змея. К сожалению, оригинал статуи был утерян, однако до наших дней дошли копии меньших размеров. Одну из таких копий можно посмотреть в Национальном Археологическом Музее Афин.

Парфенон – архитектурные трюки

Вдобавок к смешению ионического и дорического стиля, архитекторы Парфенона использовали несколько трюков для того, чтобы добиться абсолютной красоты Парфенона.
- Пол Парфенона не является полностью плоским, а немного выпуклый;
- Угловые колонны имеют больший диаметр, чем все остальные;
- Колонны посреди Парфенона меньше чем остальные;

Таким образом, архитекторы Парфенона скорректировали девиацию человеческого глаза.

На фото Афины Парфенон На фото Афины Парфенон

Достопримечательности

Полезная Информация

История Города

Навигация



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика