02.01.2020
О ранней истории Кносса ничего не известно, первые упоминания о нём встречаются на страницах древнегреческих мифов. В них он назван Лабиринтом царя Миноса, где приносились в жертву юноши и девушки из подвластных ему Афин, где бродил ужасный Минотавр – получеловек-полубык. После раскопок Кносса и его скрупулёзного изучения, историки пришли к неожиданному выводу – мифы родились не на пустом месте, у них есть основания, хотя и не такие сказочные.
Легенды и реалии древнего Кносса
Часто его именуют городом, но это не совсем правильно – представители крито-минойской цивилизации вообще никогда не строили городов, в прямом понимании и определении. Он был дворцовым комплексом, занимающим огромную площадь, превышающую 20 км2, а потому и принятым за город.
Расположен этот город-дворец в северной части острова Крит, в 4 км к югу от морского побережья, в непосредственной близости от критской столицы – Ираклиона.
Первые постройки на месте Кносса появились не ранее 2400, и не позднее 2000 гг. до н. э., хотя часто звучит и вполне конкретная дата – 1850 г. до н. э. Но установить точное время постройки дворца достаточно трудно, под ним находится множество культурных слоёв, ранние из которых относятся к середине V тысячелетия до н. э. Известно, что первый дворец был сильно разрушен во время землетрясения 1695 г. до н. э., но почти сразу же восстановлен, перестроен, и значительно расширен. В таком виде он просуществовал до 1450 г. до н. э. когда погиб в пламени пожара.
Сожжённый, но не уничтоженный
Историки полагали, что микенские греки подожгли Кносс для того, чтобы уничтожить даже саму память о древней культуре. Но что более вероятно, никто его не поджигал, пожар начался произвольно, во время опустошительного извержения вулкана на острове Санторини, а обугленные останки засыпало толстым слоем вулканического пепла. Когда, почти 3,5 лет спустя, его откопал известный археолог Артур Эванс, он не поверил своим глазам – перед ним лежали неплохо сохранившиеся руины мифического Лабиринта, о котором он столько слышал.
Первые находки датируются 1900 годом, это были строения, в момент пожара находившиеся над поверхностью земли, и от них мало что сбереглось.
Но были и несколько нижних ярусов, уходящих глубоко под поверхность, и они-то оказались самыми интересными, много рассказавшими и о самом дворце, и о представителях цивилизации его создавшей. В частности, это касается традиционных верований древних критян, и их этнической принадлежности – всё указывает на то, что их прародиной была восточная часть Малой Азии.
Находки и открытия Артура Эванса
Среди находок археолога оказались несколько керамических статуэток, изображавших «богиню Оранту» — это женская фигура с распростёртыми руками. Но более ценным оказалось обнаружение настенных росписей, хорошо сохранившихся в законсервированных помещениях, оказавшихся под слоем пепла, без доступа влаги и воздуха. Наиболее частым сюжетом их было изображение быка, что позволило установить принадлежность крито-минойской цивилизации к культу быка, процветавшего ещё со времён неолита в Малой Азии. Это и стало прообразом мифа о Минотавре – греки имели свой пантеон, и поклонение животным истолковали по-своему.
Что касается Лабиринта, то здесь вообще всё необычайно просто – общее количество помещений Косса, превышает 1500. Они соединены террасами, коридорами, переходами, спонтанно, без применения предварительной планировки. Естественно, единственные ассоциации, что вызывает дворец – бесконечный лабиринт, где запросто заблудиться. В воображении греков, из него вообще не было выхода, а создавался Кносс, исключительно ради массовых жертвоприношений.
До настоящего времени сохранилось лишь некоторые из сооружений Кносского дворца, в частности, это тронный зал и мегарон царицы, восстановленные реставраторами. Артефакты, найденные при раскопках, сейчас входят в экспозицию музея Ираклиона.