Необходимо сказать, что мифического мужчину Аполлона уважали не только в древней Элладе, где в его честь сооружены три храма (в Коринфе, Дельфах и Басах). Еще был собор в Италии (Помпея) и на турецком полуострове Сида. От большинства остались одни развалины, но лучше всех выглядит храм в Басах.
Кто же он такой – Аполлон?
В античной мифологии Аполлон – бог солнечного света, а его сестра Артемида – богиня Луны. Храмы в их честь возводились в паре. Во многих странах солнце олицетворялось с жизнью. Поэтому в честь него во времена язычества (многобожия) придумано множество богов, божеств и прочих идолов. В Древнем Египте их было около десятка.
В Греции Аполлону приписывалось покровительство городу Коринфу, искусству, музам, предсказателям, врачевателям, переселенцам и еще многое другое.
Храм Аполлона в Коринфе
Если жители Коринфа (города и перешейка на полуострове Пелопоннес) сами придумали этого бога в свои покровители, тогда строительство здесь храма в его честь оправдано. Святилище возвели в 6-м столетии до нашей эры. Причем на месте, где ранее уже было подобное сооружение. Новое — более величественное, чем прежде.
Вполне закономерный вопрос: использовали в этом храме колонны коринфского ордера?
До этого были известны два: дорический и ионический. Местный архитектор Калимах изобрел свой ордер, назвав его девичьим. Поскольку предыдущие назывались еще мужским и женским — по некоторым особенностям их архитектуры. Исследователи антики с уверенностью ответят на поставленный вопрос: нет. Впервые колонны коринфского ордера установили на Храме Аполлона в Басах.
Часть отличий колонн всех трех ордеров видна лишь зодчим. Больше всего различий по капители. Это вершина колонны, на которую кладется перемычка. Все создатели ордеров показывали свое мастерство именно в капителях. Наиболее эффектна она на коринфских столбах. Этот ордер использовался чаще других, например, при строительстве Храма Зевса Олимпийского и библиотеки Адриана в Афинах, на римском театре в Бейт Шеане (Скифополь) и многих других.
Коринфский Храм Аполлона сегодня предстает перед взорами туристов лишь прочным фундаментом, покоящимся на скальном основании. Он не дал ни одной трещины. Но главный артефакт – семь сохранившихся колонн с некоторыми перемычками. Копия идентична с предыдущей постройкой: пятнадцать колонн с каждой длинной стороны и по шесть с короткой. Полный эскиз храма можно рассмотреть в городском музее.
Если таково прочное основание, почему же рухнул массивный храм на Коринфском перешейке? У всех античных построек были два врага: землетрясения и войны. Эта культовая постройка разрушена римским полководцем Муммием, разорившим дотла и город. Где еще находится Храм Аполлона?
Бог теперь под крышей
Символ мифического бога соорудили на горе высотой 1130 метров в провинции Мессении (современная Эллада). Аполлону, названному здесь Эпикурейским (по-гречески — Спаситель), люди приписывали свое спасение от страшной чумы. Постоянные войны на Пелопоннесе, куда вторгались полчища завоевателей со всех сторон Средиземноморья, приносили заразу. Спарта где-то воевала, возвращалась домой с тем же.
Этот храм чуть «моложе» Коринфского – на сто лет. Зодчий Иктин до этого сооружал Храм Парфенона в Афинах. Здесь он поступил эклектически — соединил части архаики и классики зодчества.
Как и в Коринфе, Аполлон ставился здесь не на пустом месте, а на таком же разрушенном в период 600 – 400 годов до нашей эры храме. По времени строительство растянулось, и археологи установили применение изделий, материалов с разницей их появления в более чем век: керамика, защита крыши.
Басский храм сохранился лучше других аполлоновских святилищ, поскольку находился на отдалении от бунтующих территорий, кроме Спарты. Его руины обнаружил французский архитектор в 1765 году. Расчистка его велась в следующем столетии.
Предполагают, что выдержать канон не давала поверхность склона горы. Скорее всего, новая постройка святилища как колпаком накрыла небольшой храм с такой же ориентацией в пространстве. В нем было то же количество колонн по периметру (перипетру), что и в Коринфе – сорок две.
Известняк привозили на стройку из Аркадии. Часть отделки нарезали в мраморной каменоломне. Зодчий применил здесь ту же хитрость, что и в Парфеноне, – создал иллюзию искривления пола. Из храма исчезла статуя Аполлона Эпикурейского. Она стояла внутри храма так, что первые лучи солнца освещали ее. Вроде бы была увезена в открытый город на Пелопоннесе – Мегалополис, но где она сейчас, непонятно.
Мегалополис простоял два века и был разрушен до руин.
Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах взяла под опеку международная организация ЮНЕСКО. Она внесла этот храм в список Всемирного наследия. По инициативе ЮНЕСКО над остатками святилища натянут тент для защиты от осадков.
«Сын» сменил «отца»
На территории Греции можно увидеть остатки еще одного Храма Аполлона, но уже Пифийского. Правда, не «отца», а его «сына» Дельфа.
Вокруг этого храма много античных руин. Например, мраморный амфитеатр словесности.
Ораторству здесь обучались многие греки, в том числе и Цицерон. Его восстановление – уникальное, как будто бы вчера положили плиты. Рядом с ним проводились Пифийские игры.
Античный заповедник Дельфы тоже включен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В нем находится Храм Аполлона Пифийского, стадион и другие исторические памятники архитектуры.
И у турок есть свой Аполлон
В Сиде, на берегу моря, давным-давно возведены два храма. Тот, что справа, посвящен Аполлону, который слева — Артемиде. Оба мифические божества считались покровителями турецкого полиса.
Основание постройки копирует греческие варианты – вытянутый перипетр почти таких же размеров, как и эллинские культовые сооружения. Но девятиметровых колонн с коринфскими парапетами гораздо больше в рядах. Уцелели лишь несколько колонн, их отреставрировали и поставили на место.
Есть сведения, что Пифия – жрица-прорицательница в Храме Аполлона находилась в Дельфах. Ее выбирали из низшего класса. Кто-то из разряда болгарской Ванги. Они давали ответы на прогноз будущего. Пифия произносила бессвязные слова, которые затем толковались жрецами, как кому вздумается.
Коринф на карте Греции