Австрия сотни лет была в составе древней римской империи. Много итальянских, и светских, и теологических выдающихся личностей, привнесли в ее культуру, религию, зодчество много важных образцов человеческой мысли. Самым зримым образом они отразились в зодчестве.
Напомним, что дворец Хелльбрунн и его садово-парковый комплекс сооружен в венецианском стиле. И не мудрено: правивший тогда Зальцбургом князь-архиепископ Маркус Ситтикус Гохенемс и сам долго жил на Апеннинах, и пригласил для выполнения своего проекта итальянского зодчего Сантино Солари.
Три даты рождения Собора
Строился будущий кафедральный собор полтора десятка лет. Возводили его не только по образцам классической итальянской архитектуры времени его строительства (начало XVII столетия), но еще и по уменьшенной копии Собора Святого Петра в Риме (Папский дворец).
Кафедральный Собор Зальцбурга посвящен святым Руперту и Виргилию. Они были проповедниками и крестителями не только в австрийских землях. Оба признаны покровителями этого города. История собора Зальцбурга многовековая и трагическая. Если точнее, то огненная.
Сооружению пришлось пережить несколько серьезных пожаров. В конце первого столетия нашей эры эпископ Виргилий Зальцбургский на месте будущего собора освятил единственный на то время в Австрии христианский храм в романском стиле. Но через 393 года и храм, и город по приказу Фридриха Барбароссы («Рыжего»), недавно до этого ставшего главой Римской империи, сожгли. Это стало наказанием для зальцбургского князя-архиепископа Конрада II фон Бабенберга. Последний показал свой характер, не признавая фаворита «Рыжего» — антиПапу «Виктора IV-го». Тот, проиграв выборы, нагло захватил мантию у законного Папы Александра III.
Пожары далее следовали друг за другом лишь разделенные столетиями. Один был такой силы, что расплавил колокола. Огонь сжигал не только все материальное, но и архитектурные мысли. Поэтому стили зодчества менялись от постройки храма до его восстановления после огненной стихии. У собора Зальцбурга поэтому есть три даты «рождения» — 774, 1628 и 1959 г.г. Они вырезаны на его главной двери. И пожары, и архитектурная неразбериха (хаотичная застройка) на главной площади города – всё это привело к тому, что величественное сооружение стоит повернутым к ней боком.
Собор: взгляд снаружи и изнутри
Вполне закономерно, что вокруг такого величавого здания не одно столетие формировался центр города. Сегодня собор предстает перед взорами туристов в стиле барокко. Его длина чуть больше ста метров, ширина – наполовину меньше. Собор разной высоты – от 32 до 81 метра, а его купола находятся на отметке в 79 метр.
Для проведения богослужений в соборе предназначено более десяти алтарей, в нем множество колоколов. Кроме церковных дел собор выполняет и культурную функцию: здесь установлены пять духовых органов. Для этого он располагает девятьюстами сидячими местами, а полностью может вместить 10 тысяч человек.
Архитектура Зальцбурга формировалась веками. Площадь Домплац – одна из главных достопримечательностей Зальцбурга, она очень популярна и у горожан, и у туристов. С распадом Римской империи здешняя местность была заброшена.
В седьмом веке земли были подарены епископу Руперту. Он и основал здесь монастырь. Сегодня площадь предстает зодческим комплексом – в единстве аббатства Св. Петра и Архиепископского дворца. Вход на нее сквозь несколько роскошных арок.
Вот на Домплац и выходит главный портал Кафедрального собора с изящным парадным входом. Перед ним – символическая и довольно сложная для быстрого восприятия скульптурная композиция XVIII столетия — победа Богоматери над Дьяволом. Она изготовлена из свинца.
Главный фасад Зальцбургского собора выполнен из мрамора. Врата из бронзы украшены барельефами Веры, Надежды и Любови. На фасаде расставлено множество статуй. Выше других стоит Иисус, под ним два пророка — Моисей и Илья, а также четверо евангелистов. На входе верующих и туристов встречают святые в виде скульптур: слева — апостола Петра (по римскому величию) со связкой ключей и Руперта с коробком соли, справа — Павел и Виргилий с макетом старинного храма.
Важной особенностью собора являются светлый атриум, романские гробницы и склепы. Интерьер собора скромными естественными цветами украшает искусная роспись, без каких бы то ни было излишеств позднего барокко. То есть, она была выполнена в более поздние времена после строительства. При этом объединены красота и изящество. Алтарь занят огромной картиной, изображающей вознесения Христа.
Живопись здесь также с итальянскими корнями – собор расписывал флорентиец Масканьи. Рядом с алтарем, в окружении невероятным образом как сохранившихся после многих пожаров стен сгоревшего романского храма, находится место упокоения архиепископов Зальцбурга.
Важнейшей ценностью собора является местный орган. В его конструкции насчитывается несколько тысяч духовых труб. Он давал прекрасное звучание с 1703 года и сменен лишь около двадцати лет назад.
Примечательно, что именно под его аккомпанемент в 1756 году тут проходили крестины сына Леопольда Моцарта – легендарного Вольфганга Амадея. Вскоре будущий музыкальный гений человечества начнет играть на этом музыкальном инструменте и даже создаст несколько духовых композиций для пения.
Туристам покажут здесь и купель, в которую окунали при крещении Моцарта. Если она была отлита в 1321 году, то львы, которые ее держат – на сотню лет ранее. В соборном музее хранятся и другие древние вещи – свидетели времен и судеб австрийского общества.
Зайти в него можно только изнутри здания.
Снаружи величавый собор венчают огромные зеленые купола. Туристам не нужно узнавать его адрес, по куполам увидят его с любой точки Зальцбурга. Архитекторы продолжают раскопки почти под собором, оголив первые стены и фундамент.
Вход в Кафедральный собор платный за исключением детей до шести лет и инвалидов.
Зальцбургский собор на карте