Почти в двухмиллионной столице Австрии немало и собственных легковушек, которые венцам необходимо где-то оставлять или на ночь, или возле работы, или возле дома друзей. Не говоря уже о прибывающих автотуристах на сутки – двое или на неделю из ближайших соседних стран Европы, которым парковка также необходима.
Вена: парковочных мест достаточно
Если, конечно, в один пункт города, стесненный и так зданиями, не съедется сотня авто. Да еще в центр Вены, где и малое количество личного транспорта, пусть и временно, но создает проблемы и владельцам авто, и пешеходам, и общественному транспорту. В целом же, по мнению властей, изучающих эту урбанистическую проблему постоянно, паркомест в столице достаточно.
Лучше ориентироваться в хитросплетениях мегаполисной парковки в Вене туристам, въезжающим в нее, поможет специальная карта районированного (под номерами) размещения кратковременных парковочных стоянок.
Она раскрашена в различные цвета: голубой, розовый и желтый. Цвета обозначают границы зон платной кратковременной остановки автотранспорта (курц парк зона), а также дни недели и время нахождения на них автомобиля.
«Розовые» стоянки расположены в девяти центральных районах столицы и в двадцатом. Они принимают клиентов «с колесами» только в рабочие дни с девяти часов утра до десяти вечера, стоянка — не более чем на два часа. «Голубые» охватывают пять районов, в них вечерняя граница времени «срезана» на три часа, но стоянка увеличена на час. Эти паркоместа в праздничные дни не работают.
«Желтая» стоянка находится в пятнадцатом районе, возле Штадт хале (Городской зал). Правила парковки здесь учитывают специфику этой части столицы. Поэтому здешние парковщики принимают автомобили на стоянку в рабочие дни в обычные часы, а в выходные и праздничные — в течение четырех вечерних часов, но не позже 22.00. И только на два часа.
Запомните: в первом, втором, четвертом и седьмом – девятом районах на парковках есть места для особых авто, и их нельзя занимать. Изучите также правила кратковременной парковки на так называемых торговых улицах. Даже если вы окажетесь на них случайно, то остановки не миновать из-за скученности людей и транспорта.
Правила в основном выражены графически: знаками и разметкой на асфальте. Въезд (анфанг) и выезд (энде) пишутся голубой краской на асфальте. Дублируются знаком, как и у нас, — «Остановка запрещена» (синий круг с красной окантовкой) в начале зоны, в конце ее – такой же знак, но серо-белого цвета с перечеркивающей еще одной черной полосой. Под ними размещено расписание «работы» парковки.
Там же, где ограниченно запрещена остановка и стояка транспорта, вывешен знак «Стоянка запрещена», — такой же круг, но с двумя красными линиями, перечеркивающими синий круг. Под ними, на въезде и выезде, такие же обозначения начала и окончания зоны запрета остановки, как указано выше. На части из них можно оставлять свои автомобили лишь на полтора часа. При этом не действуют никакие исключения из правил, в случае типа не успел купить все, что надо. Никто и не подумает «войти в положение». Здесь привыкли к тому, что установленные нормы нарушать нельзя! Австрийцы педантичны во всем.
Например, если в центре косо поставите автомобиль, то, вернувшись с покупками, можете его на месте уже не увидеть. Эвакуаторы так строго следят за порядком.
На столичных кратковременных парковках автомобили людей с ограниченными возможностями могут находиться столько, сколько надо им времени. Парковочный талон в данном случае прикрепляется к ветровому стеклу.
Может возникнуть вполне логичный вопрос: как узнать, в каком районе Вены я нахожусь? Ведь во многих городах России даже название улицы можно не отыскать. Здесь на любом угловом доме прочитаете и название улицы — «штрассе» или «гассе», и номер этого городского района. Если вы все же решили совершить турпоездку на своем автомобиле, то лучше выбирайте гостиницу с собственной парковкой. Желательно без оплаты стоянки. При этом вы обязаны взять в отеле талон на время разгрузки автомобиля. Машина в Вене вам дорого обойдется. Чтоб побыть в гостях в квартире друзей, придется подыскать другой вариант. О нем расскажем ниже…
Парковки на этажах и под землей
Российские автотуристы дома не любят оставлять свое авто на улице даже без оплаты. В Вене приходится воспользоваться сервисом управления парковок. На дорогах на специальных табло электроника высветит адрес ближайшей парковки и сообщит, есть ли на ней свободные места. Это городская сеть «Park & Ride» с надземными и подземными этажами либо обычными открытыми стоянками для хранения машин. При этом в столице Австрии действует правило: архитектура даже капитальных стоянок для машин не должна выбиваться из городской концепции зодчества. Поэтому ими можно любоваться так же, как и старинной церковью.
Все эти места для удобства водителей расположены в непосредственной близости ко всем пяти линиям венской «подземки», — либо в их начале, либо в конце. Есть они и на крупных промежуточных станциях метро. Заезжая в такой гараж, обратите внимание на высоту этажа или потолка на информационном табло. Обычно она бывает 1,9 – 2 метра, но есть даже ниже. Поэтому не всякий автомобиль может въехать на такую крытую парковку, тем более что сдавать назад не очень удобно.
Цена парковки в Вене
Во всех зонах кратковременной парковки автомобиля водитель сразу же должен иметь специальный талон (паркшайн). Он дает ему право оставить здесь машину лишь на некоторое время (полчаса). Парковочные талоны можно приобрести в различных торгующих киосках, на АЗС, в терминалах венских линий, оплачивать можно даже с мобильного телефона.
Полчаса стоянки авто стоит одно евро. Если захотите продлить стоянку автомобиля на такой парковке, то должны иметь несколько паркоталонов, причем на каждом из них должно быть проставлено время первого заезда. Иначе их признают недействительными.
С 2014 года стоимость парковки в гаражах Park and Ride не менялась – она составляете чуть больше трех евро за суточное стояние вашей машины под присмотром видеокамер и иных средств ее охраны. Там она может находиться от суток до недели, месяца и даже года. Последним сервисом пользуются лишь венцы. Сумма за стоянку при этом, исходя их доходов, довольно небольшая: от 550 до 630 евро.
Фирма держит единую цену для всех своих парковок. Исключение — гараж вблизи станции Хейлигенштадт на четвертой линии венского метро. В нем цена чуть ниже. Но снизить стоимость этой услуги (кроме суточного времени) фирма может для каждого гаража. Для этого водитель должен иметь действующий недельный, месячный или годовой проездной Венских линий. Подземные гаражи есть и в самом центре Вены или чуть дальше от него. Но тарифы здесь «кусаются»: 20 – 40 евро за 24 часа.
Предостережение для рисковых собственников легковушек: не экономьте на парковке, оставляя машину на улице. Авось, пронесет… Нет, ее не раскурочат хулиганы, этот бизнес в Австрии не процветает. Ее просто заберет эвакуатор. Законный же «выкуп» обойдется в 300 евро.
Карта парковок и гаражей Вены