В любом городе, тем более если это столица государства, должна существовать мощная и хорошо налаженная транспортная инфраструктура. В Вене она действует безупречно. Общая длина всей сети общественного транспорта – почти тысяча километров. Это пять линий «подземки», около трех десятков трамвайных и почти полторы сотни автобусных маршрутов, не считая железнодорожные.
Общественный транспорт в Вене
На видном месте у каждой уличной остановки установлены щиты с понятной любому пассажиру картой движения наземного транспорта по конкретному городскому маршруту.
Наконец, сам транспорт… Его главное достоинство состоит в том, что в транспорте, даже в часы пик, не бывает давки. Автобусы и трамваи здесь низкопольные в проемах широких дверей. Да и движутся они так часто, что на остановках не успевает накопиться пассажиров больше, чем количество мест в подошедшем транспорте. И это в городе с населением почти в два миллиона человек и с не меньшим количеством туристов…
В любое время года общественный транспорт Вены чист и опрятен как изнутри, так и снаружи. Водители не отвлекаются от дороги, как в некоторых других странах, на продажу билетов. Они вежливы и тактичны. Зайдя в автобус или трамвай, вы увидите обозначения, на какое сиденье можно сесть, а какое предназначено для других категорий пассажиров.
В скоростных железнодорожных вагонах нет столпотворения, всем хватает удобных и мягких кресел. Из них можно смотреть ТВ или видео.
Стоимость проезда в Вене
Автобус, трамвай или электричка отправляются минута в минуту. Все, что касается приобретения билета, здесь понятно и горожанам, и приезжим. Информирование о способах приобретения билетов, их цене, скидках (иногда их бывает десятки и даже сотни), посадках-пересадках, столичных линиях движения — всеобъемлющее. Из него следует, что на наземный пассажирский транспорт и «подземку» можно приобрести единый билет или всего на один вход в салон, но по одинаковому тарифу.
Передвижения по Вене относительно дешевые. Малыши пользуются полной льготой, а дети до подросткового возраста тратят на поездку половину стоимости. На каникулах и в дни государственных красных дат календаря им платить ничего не нужно.
Предлагается множество проездных билетов. Купите один или несколько из них со сроками действия от одного дня до месяца или года и еще больше сэкономите, получив ряд существенных скидок. Вот одно такое предложение муниципалитета, удобное для групповых туристов и больших семей столицы. Покупается один «полосатый» билет на восемь персон. На каждого пробивается одна полоска. Если кто-то не пришел с группой или не вышел из дому, их полоски действуют на поездки в другие дни.
Отметим особенность оплаты проезда на железной дороге S7 по маршруту «Аэропорт Вена» – «Вена-Флоридсдорф». Поскольку аэровокзал находится за чертой города, прилетевшие в столицу Австрии должны приобретать два билета: один до границы Вены, второй – по ее территории до железнодорожного вокзала.
Где купить билеты в Вене?
Приобрести билеты на проезд можно в кассах или специализированных терминалах, расположенных по всему городу. Также оплатить проезд можно прямо в трамвае или автобусе. Однако нужно быть готовым к тому, что они обойдутся немного дороже.
При покупке билетов в автомате (фаркартен) изучите его меню. По нему можете выбрать любой из восьми видов. Отдельно можете приобрести билет на себя и собаку.
Билеты продают многие городские газетные и табачные киоски.
Виды транспорта в Вене
Фиакры… Так называются экзотические конные повозки – известные как «кареты Ямшке»(сходство с нашим словом «ямщик») еще с XVII века. Тогда они возили по городу не только простой люд, но и членов императорских семей. В среде нынешних извозчиков известен кучер средневековья Йозеф Братфиш, часто возивший одного из отпрысков Гамбургов, по имени Рудольф, и его пассию.
Сегодня каждый фиакр имеет официальный номер. Но для дальних поездок не все они предназначены. Больше используются туристами для экскурсий по местам достопримечательностей, по магазинам или на тех улицах, по которым не ходит иной транспорт. У повозок есть свои остановки и стоянки. Например, на Штефанплатц, рядом с собором святого Штефана, еще на четырех других местах столицы, в том числе и возле городского театра.
Небольшая конная прогулка по кольцу длится 20 минут, более длительная проходит по Рингштрассе и через древние кварталы.
Уже достаточное время конные упряжки возят пассажиров на центральное городское кладбище для посещения мест захоронения Моцарта, Шуберта, Бетховена, Мозера и других выдающихся людей.
На заказ есть романтическая, или так называемая «фарфоровая», повозка — в том смысле, что она едет очень медленно, как больше сотни лет тому назад возили фарфор Аугартенской мануфактуры.
Горожане, водители личного транспорта, никогда не будут сигналить возницам повозок или мигать им фарами, чтобы те уступили дорогу. Когда повозки выедут на более просторную улицу, тогда уже их и обгоняют.
Есть в Вене и другие разновидности повозок. Первая – это велорикши (вело сити лайн). Сзади «двигателя» свободно размещаются два пассажира-туриста со своим багажом или горожане с покупками. Сегодня в столице работают более двух десятков велорикш. Есть и велорикши-такси. Отличие от первых – в провозе без остановок и большем тарифе. Поездка в Шёнбрунн, например, обойдется в 50 евро.
Если же вы здоровы физически и давно не ездили на велосипеде, возьмите его в аренду на специальных площадках. И крутите педали — куда вам хочется, на сумму оплаченного проезда. И не бойтесь, что на улицах Вены вас просто так остановит местный «гаишник» и начнет рассказывать, что едете не по правилам и мешаете автомобильному движению. Велосипедное движение здесь такое же равноправное, как автомобильное. Оно имеет свои полосы и даже светофоры. Трамваи (Штрассебан)… Это излюбленный транспорт венцев. Трамвайные рельсы вытянуты в длину на 172 километра, – это пятая по протяженности сеть в мире.
Курсируют трамваи по Вене с 1865 года. Есть так называемая классика, или «одноглазые» (по количеству фар). Много современных вагонов типа «ультралов флор» — переводится как исключительно низкий пол. Туристы называют их «сороконожками» за длину и число колес. Они обеспечивают безбарьерное пользование ими. Муниципалитет переводит все линии на такие трамваи.
Автобусы… Они — один из самых популярных видов транспорта. В Вене около сотни автобусных маршрутов, обозначаемых буквой А, за ней стоит номер линии. Есть ночные и туристические автобусы.
На заметку российским туристам. На венских улицах войти в салон автобуса на остановке не так, как в Москве или Санкт-Петербурге. Обычно в названных городах автобус подъезжает к очередной остановке, и водитель открывает двери для выхода и посадки пассажиров.
На венских же маршрутах иные правила. Автобус там должен останавливаться на всех остановках, даже если на некоторых нет ни выходящих, ни входящих. Но если на выход нет никого, то дверь автобуса не откроется для новых пассажиров. Кто-то из них сам должен нажать на кнопку возле двери снаружи. А тот, кто выходит из автобуса, для открывания двери нажимает кнопку над ней. При этом появится надпись, предупреждающая о распахивании створок. Сложно? Поначалу — да. Но горожане привыкли к этому, поэтому всегда подскажут туристам.
Самые современные автобусы по 18 часов в сутки доставляют пассажиров в аэропорт Вены и из него. Хорошее автобусное сообщение и по линии «аэропорт – Венский Международный центр», или как его еще называют, Город ООН. Ведь в нем работают представители почти двухсот стран мира.
Но есть и необычный маршрут — из аэропорта Братиславы, столицы Словакии, в венский аэропорт и в ее центр. В Братиславу все повторяется в обратном порядке. Между ними всего 55 км дороги, и автобусу ехать менее часа. До 1936 года из столицы Австрии в Братиславу и обратно ездили на трамваях.
Железная дорога… В столице их две разновидности. Первая – это САТ. Супертранспорт этой компании, по скорости и комфорту пассажирам, доставляет их в аэропорт и обратно всего за 16 минут. Вагоны «отдыхают» лишь 5 – 6 часов в сутки. Компания оказывает в своих кассах столичного вокзала ряд сервисных услуг пассажирам вылетающих самолетов. Для этого надо иметь билет на САТ.
Австрийская железная дорога (ÖBB)… Перевозит пассажиров в города Вельс, Линц и Санкт-Пёльтен. А также в аэропорт. Поезда отправляются с центрального вокзала и с вокзала Вена-Мейдлинг. Время поездки в аэропорт всего на несколько минут дольше от САТ. Но интервал – до получаса.
Городская «железка»… Ее австрийское наименование — S7. Эти поезда перевозят пассажиров между аэропортом Вены и Флорисдорфом. Длительность поездки – около сорока минут, поскольку есть и промежуточные остановки.
Метрополитен… Венская «подземка» рассчитана на пять направлений движения — линий. Они обозначаются буквой U c цифрами 1 – 6. У линии U6 есть перспектива продления. Карты метро в Вене можно увидеть на всех станциях «подземки», вокзалах города, в аэропорту. Многие развешаны в городских кварталах, в вестибюлях гостиниц.
Владелец метро – городская власть. «Подземка» также относится к системе общественного транспорта столицы. Ее история уходит корнями в конец XIX века. Именно тогда был построен ряд участков, которые включены в современную сеть, растянувшуюся на общую длину в 79 километров. На вход и выход работают 104 станции.
Метро работает и ночью. В нем есть и эскалаторы, и лифты. Турникетов нет, нужно только прокомпостировать билет и садиться в вагон. Их двери сами не открываются. Как только поезд останавливается на станции, раздается сигнал, по которому выходящие пассажиры толкают дверь. Закрывается она автоматически.
Водный транспорт. Он берет на себя небольшую часть городских перевозок, но спросом пользуется. По Дунаю курсируют теплоходики с пассажирами. Их причалы находятся в Пратерланде — возле Мексикорплатц. Оттуда можно даже пешим ходом или на такси добраться до ближайшей станции — Воргартенштрассе — венской «подземки». Есть остановки судов и в Нусдорфе.
Вена на карте