Церкви во всем мире, будь то католические или православные, большей частью строились для того, чтобы хоть чем-то помогать бедным, сиротам. Такой была и Венская церковь ам Штайнхоф, называемая еще и именем Святого Леопольда. И она не единственная в этом роде.
Та же венская Мальтийская церковь, или церковь Иоанна Крестителя, уже в XIII веке заботилась о голодных и больных. А в Первую мировую войну в ней оперировали раненых.
Врачи и священники – в одной связке
История ам Штайнхоф берет свое начало со дня постройки в 1907 году на одноименном холме. Если взглянуть на схематическую карту того времени, то видно, как она примостилась на краю Венского леса.
Эта территория тогда еще не была урбанизирована и находилась лишь в пригороде австрийской столицы. Сегодня она уже в черте города, и церковь находится в семи километрах от Штефанплатц. Храм украшает собой не только территорию психиатрической больницы, но и является одной из достопримечательностей Вены.
В данном случае городской муниципалитет раньше построил клинику для душевнобольных, а только затем и больничный храм святого Леопольда. Врачам в лечении психических недугов помогали священнослужители церкви, освященной в честь Леопольда. Леопольд Святой из династии Бабенбергов много сделал для сохранения и развития Австрии в составе Римской империи, поэтому и стал покровителем Австрии и ее столицы.
Как и во многих странах мира, в Австрии в начале ХХ века улучшались условия и приемы лечения душевнобольных. Способствовала и зарождавшаяся популярность психоаналитики. Поэтому и была построена венская клиника такого профиля.
А в больничном храме святого Леопольда во время молитвы одновременно могли разместиться 800 человек. Внутреннее обустройство велось с учетом нюансов поведения психических больных. Первоначально даже скамьи предназначались для различных больных. Все углы церкви были скошены, молящиеся заходили в нее и покидали после службы раздельно – мужчины в одни двери, женщины – в другие. С этой же целью к алтарю невозможно было физически добраться из зала. К кафедре священника еще можно было подойти из ризницы, а исповедальни сделали нетрадиционными, — открытыми.
Исключена и обычная церковная роскошь, которая могла раздражать неустойчивую психику больных и обостренное восприятие ими окружающей действительности.
Если возникала экстренная ситуация, то большое количество таких прихожан выводили через служебные двери.
И снова Отто Вагнер
Величайший зодчий своего времени Отто Вагнер возвел ам Штайнхоф, как и десятки других архитектурных шедевров Австрии и столицы. Среди них немало и жилых домов, построенных по его чертежам и принадлежавших лично ему.
Творческому уму архитектора принадлежат проекты дунайских рукавов, шлюзов, мостов, виадуков, павильонов венской железной дороги и другие объекты.
Церковь построена в форме представляет креста. Внутри ее низкий купол и легкие своды. Эта роскошная церковь, при первом знакомстве с ее архитектурой большая изнутри, чем снаружи. Она принадлежит к стилю того времени ар-нуво. Естественно, что готический, барочный, неоклассический и другие стили остались запечатленными лишь на образцах зданий своих времен. Ам Штайнхоф – модерновая церковь.
Хотя в ее постройке не в полной мере использованы незыблемые нормы для церковных сооружений. Речь идет о нарушении устоявшейся постановки их в пространстве: алтарь должен располагаться с ориентацией на юг, а не на север. Возможно, с учетом этого на освящение церкви святого Леопольда тогдашний эрц-герцог Фердинанд не пригласил исполнителя заказа императорского двора архитектора Вагнера. И больше такие заказы ему не выдавались.
Историки церковной архитектуры приводят множество примеров нарушения ориентации по сторонам света. Даже при возведении современных подобных сооружений с приборами она может отклоняться на некоторое число градусов, — в зависимости от различного расположения Солнца в разное время года. Так что вины в этом Отто Вагнера нет. Возможно, у него были и светские причины.
В любом случае ам Штайнхоф является шедевром среди церквей в модерне, или югендстиле, в мире. А своей необычной архитектурой привлекает внимание многих туристов и просто гостей города. К тому же Отто Вагнер привнес в отделку и свой фирменный стиль: покраска в голубой цвет, роскошное покрытие золотом, ковка в оформлении, металлические конструкции.
До того как эту территорию еще не застроили, роскошный позолоченный купол ам Штайнхофа был виден издалека. В те годы подобное завершение церкви было еще мало распространенным. С западной стороны от купола размещены башенки со скульптурами святых Леопольда и Себальда. В руках первого – миниатюрный макет ам Штайнхоф. Сама церковь покрыта плитками из очень дорогого мрамора, входная часть церкви также украшена золотым декором. Он – трехъярусный и с несколькими рядами колонн на каждом ярусе. Капители украшают золоченые ангелы.
Внутри – очень светло. Окна расписаны витражами автора Коломана Мозера. Интерьер также в стиле Вагнера: золото по белому фону стен и сводов с использованием геометрических рисунков. На алтаре изображена в большой рост покровительница душевнобольных Дифния. В центральной части потолка изображены символы четырех евангелистов: человек (это Матвей), лев (Марк), телец (Лука) и орел (Иоанн).
Здесь все – алтарь с балдахином, кафедра, исповедальни, картины, витражи и другое – исполнено сподвижниками Отто Вагнера по сецессионизму («оппозиционеры» к зашоренному академизму).
Архитектор вдумчиво подошел к воплощению функциональной атрибутики, которая никогда не предусматривалась в других церквах. Он спроектировал лечебные комнаты, туалеты. Для того чтобы больным было удобнее наблюдать за службой, пол церкви наклонили подобно театральному. Заказом на постройку ам Штайнхофа предусматривалось сооружение еще одной церкви – под основной. В ней должны были собираться на молебны протестанты и иудеи. Но казна на эту часть проекта денег не выделила.
Церковь долго реставрировали и снова открыли лишь 2006 году.
В честь нее изображение ам Штайнхова украсило монету в сто евро, ее чеканка произошла за год до нового открытия храма.
Экскурсии в ам Штайнхоф
Посещение туристами и гостями Вены этого храма возможно лишь в определенные часы и только по выходным дням. В субботу платить за осмотр не нужно. Это связано с ее функцией в комплексе Штайнхоф.
До него ехать в метро по линии U до станции Оттакринг, затем автобусом 46 до остановки Фойервахе ам Штайнхоф. Можно без пересадки доехать автобусом 48а от Фолькстеатра. В транспорте есть светящиеся названия остановок, да и водитель объявляет их. Так что свою не проедете.
Вход на территорию от остановки автобуса – через стильные ворота туда, где расположены психиатрический, пульмонологический (санаторий) и неврологический центры комплекса. Кроме лечебных зданий там есть и другие структуры. Многие постройки отражают стиль и вкусы Отто Вагнера. Строил здесь и его коллега Буг.
Здесь же расположен мемориал медицины нацистского периода.
Вот перед вами помещение дирекции Отто Вагнер-госпиталя. Далее, вы удивитесь, — театр. Перед входом установлен модерновый фонарь.
Пройдите далее столовую и лечебные корпуса. Вы не увидите традиционную невыразительность, а то и серость лечебных корпусов дома. Здешние просто радуют глаз, поднимают настроение больных, что также приближает выздоровление.
За последними постройками уже увидите ам Штайнхоф. Сегодня, когда окрестности плотно застроены, во всем объеме церковь мало видна. Необходимо подойти поближе. Но вас могут ожидать закрытые двери храма, о чем сказано выше.
Церковь ам Штайнхоф на карте