Редкий турист, посетивший столицу Австрии – Вену, – откажет себе в удовольствии посетить старинную городскую роскошь. Ее название – Бельведерский дворцово-парковый комплекс (с итал. «красивый или прекрасный вид»). Но это более пространное название Бельведер получил лишь после смерти его владельца в 1752 году.
Он и создан специально на городской возвышенности, чтобы радовать красотой и венцев, и туристов со всего мира еще до близкого подхода к нему. Снизу Верхний Бельведер кажется буквально парящим в воздухе. С другой стороны, от него же, видна почти вся Вена, особенно ее главный шедевр – собор святого Стефана, или Штефансдо. Туристам желательно приобрести для посещения всех зон этого шедевра специальный билет, открывающий доступ во все уголки комплекса, и походить по ним хотя бы целый день. Лишь тогда воспоминания от посещения останутся надолго.
История
Бельведер — лучшее творение средневекового зодчего Лукаса фон Гильдебрандта. Он был военным инженером в армии выдающегося полководца средних веков принца французского происхождения Евгения Савойского (1663 — 1736). Гильдебрандт лишь затем стал зодчим. История Бельведера началась в 1714 году. Именно тогда принц поручил Гильдебрандту строительство дворца под летнюю резиденцию, а еще и парка для отдыха. Воинские способности члена королевской семьи были достойно оценены современниками после разгрома армией фельдмаршала турецких войск в 1683 году.
Еще задолго до начала возведения Бельведера принц Савойский стал владельцем участков земли на холмах Вены. И лишь почти через полтора десятка лет начали строить на них Нижний дворец.
Это поместье он задумал для спокойного отдыха от сражений.
Стоит отметить, что до этого заказа Гильдебрандт преуспел лишь в возведении церковных сооружений. На них он многократно применял одни и те же украшения фасадов – прямые линии, а также богатый орнаментализм. Их же можно заметить и в стиле двух дворцов Бельведера – Нижнем и Верхнем.
Принц Евгений Савойский потребовал от архитектора выполнения сложной умозрительной задачи: воплощение в здании двоякой главной идеи. Во-первых, от дворца должно веять величием его родины, во-вторых, он должен подчеркивать его личный полководческий талант. Принц поселился в возведенном дворце, одном из роскошнейших не только в Вене, но в Европе. Следовательно, работой зодчего остался доволен.
Построен комплекс в составе двух дворцов, парка, пруда – в доминировавшем в начале XVIII века барочном стиле.
Сначала был возведен Нижний дворец. Через несколько лет построен и Верхний. Наследников у принца не было, поэтому в комплексе после его кончины часто менялись хозяева: сначала хозяйкой стала Анна Виктория, затем дворец выкупила правящая императрица Мария Терезия. Как человек просвещенный, многое сделавший для культуры Австрии, Мария хотела пристроить во дворце королевское собрание предметов искусства.
В 1779 году Мария Терезия сделала дворцовый комплекс публичным. Венцы и гости столицы могли свободно ходить по его уголкам и аллеям и любоваться внешней красотой и внутренним убранством.
После свержения династии Гамбургов в 1918 году дворцы перешли в собственность народа и стали музеем. Его основной коллекцией стало собрание картин и статуй, собранных со всей Европы принцем Савойским – не только фельдмаршалом, но и почитателем прекрасного.
Что посмотреть?
Посетив Нижний дворец, увидите, что в бывших покоях принца Савойского сохранилась обстановка его времени, восхититесь его великолепным собранием искусства. О средневековом времени монархов свидетельствую даже названия апартаментов — Золотой кабинет, Зеркальный зал. Не менее роскошны спальня принца и столовая.
Наиболее, если можно так выразиться, архитектурен Мраморный зал. Гильдебрандт украсил его лепниной в виде барельефов, статуями принца в образе могучего Аполлона, а также во фресках работы Мартино Альтомонте.
В Гротескном зале ощутите всю необычность древнеримского стиля в архитектуре. Он воплощен зодчим в лепнине, в которой превалирует затейливый орнамент с причудливыми изображениями людей, растений, фантастических животных.
Рядом с Нижним зданием когда-то располагалась дворцовая конюшня, славившаяся великолепными скакунами. Она также построена по воле Евгения Савойского, ведь в его армии кавалерия была основной боевой силой. Сегодня в бывших помещениях конюшни расположились экспозиции музея австрийского искусства XII— XIV веков.
Посетите и оранжерею, которая вблизи конюшни. Если Пальмовый дом Шёнбрунна представляет тропические растения, то в этой оранжерее сосредоточены местные, альпийские, растения.
Верхний Бельведер
Он поставлен на самой вершине склона в южной части парка. Его строили для важных приемов, поэтому и архитектура — торжественная, всем многообразием своих форм просто олицетворяет победу над турецкой армией. После его посещения Нижний Бельведер кажется скромным.
Увы, средневековым интерьером здесь не очень насладишься: он мало сохранился. Ведь в этом дворце не царствовала тишь и благодать, он активно использовался для различных и государственных, и международных целей вплоть до середины XX века.
Между дворцами раскинулся сад, заложенный в начале XVIII века по канонам родины принца Евгения Савойского. Именно холмистость территории Бельведера продиктовала стиль его закладки. Во-первых, он – трехуровневый. Во- вторых, с двумя большими водными каскадами. Как и положено в барочном стиле, оба каскада из нескольких бассейнов украшены статуями и огромными сфинксами — символамищ силы и интеллекта.
Пройдитесь по роскошной садовой лестнице, полюбуйтесь символами года в виде 12 скульптур, установленных вдоль нее. Нижний каскад встретит вас фигурами застывших муз.
Художественные галереи и коллекции
Большая часть образцов искусства с давних времен и до нынешних расположена в верхнем здании комплекса. Больше других пользуется вниманием посетителей выставка «Шедевры Средневековья». Здесь предметы собственно австрийского барокко: огромное количество картин и скульптур периода 1683–1780 годов. Их увидите в Комнате Роттмайра. Шедевры Трогера находятся в его именной Галерее. В том числе и его картина «Христос на Елеонской горе». Также дворцовая коллекция хранит произведения всех стилей в изобразительном художестве – импрессионизма, классицизма, романтизма.
Современное искусство представлено в музее «Дом 21-го».
График работы
Всегда спешащим туристам напомним, что архитектурные объекты Бельведера открыты с 10.00 до 18.00. В среду Нижний дворец работает до 21.00.
Стоимость комби-билета — на все объекты — € 12.50. Билет действителен в течение месяца от дня первого посещения. Детям до 18 лет — бесплатно.
Посещение сада бесплатное.
Бельведер на карте