Так называются до сих пор изделия из фарфора из-за его цвета, красоты и изящества. Китайский фарфор изготавливался задолго до появления подобного производства в Европе. Поскольку китайцы берегли свой рецепт изготовления фарфора, то европейцам приходилось самим искать расшифровку секрета. И австрийские производители фарфора должны быть благодарны за это Беттгеру.
Зарождение мануфактуры Аугартен
То, что европейцы задумались над выпуском собственного фарфора, имело под собой прочную основу. Посуда из золота и серебра по-прежнему считалась роскошью, но не могла конкурировать с китайским фарфором. Керамическая, обожженная в мануфактурных печах, посуда была более гигиеничной, она легко мылась. Требовалось обеспечить и простых граждан недорогой кухонной утварью.
К тому же в Европе входило в моду чаепитие, а из металлических кубков не очень приятно пить горячий напиток.
Первым достиг этой вершины разгадки секрета фарфора немецкий средневековый алхимик Йоганн Фридрих Беттгер в 1709 году. Он всю свою жизнь посвятил искусственному получению настоящего золота из неблагородных металлов. Ему удалось даже позолотить несколько серебряных монет. Одному из правителей Европы этот опыт (трансмутация) показался перспективным, и он поручил Беттгеру продолжать опыты. Но алхимик оказался не совсем порядочным, прокутил средства на опыты и попал в тюрьму.
К его счастью, директором тюрьмы был образованнейший человек и владелец стекольного завода, искавший пути получения искусственного мрамора и фарфора. Он позволил узнику заниматься исследованиями. И тот после длительных экспериментов выявил основу для производства «белого золота» из трех элементов.
Это белая, и очень дешевая, глина — каолин, полевой шпат (смесь минералов в горных породах) и флюс – ускоритель стеклообразования.
И в 1708 году алхимик после 12-часового обжига смеси получил полупрозрачные пластины – так называемый фарфоровый пирог. И он не был мягкий и рыхлый, как китайский. Это стало началом рождения европейского твердого фарфора. Вековой дорогой секрет стал открытым.
История Аугартена
Собственный фарфор начали выпускать немцы, а затем и австрийцы на имперской фарфоровой мануфактуре в предместье Вены — в Аугартене.
А вот первый европейский фарфор по духу и декору выпускали все же по китайским образцам. В середине 1718 года Карл VI предоставил Клаудиусу Инноценциусу дю Пакье монопольные права на выпуск «белого золота» в течение четверти века только в землях короны.
Изделия этого периода производились в стиле позднего барокко. Это выражалось в броской красочности и динамичности рисунков, украшавших все изделия из «белого золота». Мануфактура была частной, все на ней производилось вручную. Ей трудно было конкурировать с китайскими и возникшими в Европе другими производителями фарфора.
Во времена императрицы Терезии (1740 — 1780) мануфактура перестала быть частной, ее отобрали императоры. И на каждое изделие начали ставить государственное клеймо — герб династии Бабенбергов. Вена вскоре стала доминировать с продукцией в стиле рококо. Выпускалась не только кухонная и столовая посуда, но и художественные изделия, небольшие портретные бюсты и маленькие статуэтки.
Аугартен долго придерживался тонкостей барокко и рококо, а вот классицизм в нем не прижился. В фарфоре его воспроизводили лишь при Конраде Зоргеле фон Зоргентале. Этому стилю характерен уникальный рельефный декор фарфора с позолотой, росписи.
Войны с Наполеоном ослабили Австрийскую монархию. Это негативно отразилось и на венском предприятии. Чуть-чуть начались подвижки на увеличение производства после наступления мира в 1814 году. В Вену прибыли монархи стран, разгромивших Наполеона. Они заседали, обсуждая будущее, долго, и могли бывать на мануфактуре.
Власти Австрии щедро одаривали их настоящими произведениями фарфорового производства таких мастеров, как Баумгартнер, Лоу, Лейтнер. Один из всемирно известных и популярных сервизов в форме Шуберт создан здесь. Но банкротства производству Аугартена не удалось избежать. В 1866 году власть снова закрыла его. Как Феникс из пепла она вновь заработала в тридцатых годах ХХ столетия. И тогда венский фарфор снова обрел свои высоты – уже в стиле местного ар деко. Его можно купить в ряде столичных магазинов Вены.
Экскурсии Аугартена
Туристы на предприятии могут увидеть весь процесс превращения некоей массы в сырую фигурку или другое изделие, а после обжига их в печи — в произведение искусства. Посетите здешний дворцовый Музей фарфора. Фарфоровые экскурсии длятся около часа. Посещение с понедельника по четверг. Но на пятничную экскурсию требуется согласование с администрацией. Стоимость — 14 евро с человека.
Парк Аугартен
Он на сегодня единственный «старожил» из сохранившихся барочных садов города. В свое время он стал и первым публичным императорским. Парк «поселился» на бывшей территории разлива Дуная в конце XVII в. Его назвали зоной веселья. Озеленитель Жан Треэ придал саду неавстрийские черты. Но венцы их приняли.
Во Второй мировой войне в романтическом парке пришлось строить огромные зенитные башни системы противовоздушной обороны. Одна из таких башен Вены переоборудована в музей – Дом моря. Но парк жил и продолжает радовать свежим воздухом, красотой и стар и млад. Он считается памятником истории и охраняется государством.
Как добраться до дворца Аугартен?
Туристы, желающие ознакомиться с местными достопримечательностями, могут воспользоваться услугами метрополитена. Чтобы добраться до Аугартен, нужно проехать на метро U2 до станции Таборштрасс
Аугартен на карте