Аугартен: фабрика «белого золота»

   Дата: 26 февраля 2017 в 13:47

Так называются до сих пор изделия из фарфора из-за его цвета, красоты и изящества. Китайский фарфор изготавливался задолго до появления подобного производства в Европе. Поскольку китайцы берегли свой рецепт изготовления фарфора, то европейцам приходилось самим искать расшифровку секрета. И австрийские производители фарфора должны быть благодарны за это Беттгеру.

 

Зарождение мануфактуры Аугартен

То, что европейцы задумались над выпуском собственного фарфора, имело под собой прочную основу. Посуда из золота и серебра по-прежнему считалась роскошью, но не могла конкурировать с китайским фарфором. Керамическая, обожженная в мануфактурных печах, посуда была более гигиеничной, она легко мылась. Требовалось обеспечить и простых граждан недорогой кухонной утварью.

Аугартен

Аугартен

К тому же в Европе входило в моду чаепитие, а из металлических кубков не очень приятно пить горячий напиток.

Первым достиг этой вершины разгадки секрета фарфора немецкий средневековый алхимик Йоганн Фридрих Беттгер в 1709 году. Он всю свою жизнь посвятил искусственному получению настоящего золота из неблагородных металлов. Ему удалось даже позолотить несколько серебряных монет. Одному из правителей Европы этот опыт (трансмутация) показался перспективным, и он поручил Беттгеру продолжать опыты. Но алхимик оказался не совсем порядочным, прокутил средства на опыты и попал в тюрьму.

К его счастью, директором тюрьмы был образованнейший человек и владелец стекольного завода, искавший пути получения искусственного мрамора и фарфора. Он позволил узнику заниматься исследованиями. И тот после длительных экспериментов выявил основу для производства «белого золота» из трех элементов.

Это белая, и очень дешевая, глина — каолин, полевой шпат (смесь минералов в горных породах) и флюс – ускоритель стеклообразования.

И в 1708 году алхимик после 12-часового обжига смеси получил полупрозрачные пластины – так называемый фарфоровый пирог. И он не был мягкий и рыхлый, как китайский. Это стало началом рождения европейского твердого фарфора. Вековой дорогой секрет стал открытым.

Дворец Аугартен (Schloss Augarten)

Дворец Аугартен (Schloss Augarten)

История Аугартена

Собственный фарфор начали выпускать немцы, а затем и австрийцы на имперской фарфоровой мануфактуре в предместье Вены — в Аугартене.

А вот первый европейский фарфор по духу и декору выпускали все же по китайским образцам. В середине 1718 года Карл VI предоставил Клаудиусу Инноценциусу дю Пакье монопольные права на выпуск «белого золота» в течение четверти века только в землях короны.

Изделия этого периода производились в стиле позднего барокко. Это выражалось в броской красочности и динамичности рисунков, украшавших все изделия из «белого золота». Мануфактура была частной, все на ней производилось вручную. Ей трудно было конкурировать с китайскими и возникшими в Европе другими производителями фарфора.

Аугартен: фабрика «белого золота»

Аугартен: фабрика «белого золота»

Во времена императрицы Терезии (1740 — 1780) мануфактура перестала быть частной, ее отобрали императоры. И на каждое изделие начали ставить государственное клеймо — герб династии Бабенбергов. Вена вскоре стала доминировать с продукцией в стиле рококо. Выпускалась не только кухонная и столовая посуда, но и художественные изделия, небольшие портретные бюсты и маленькие статуэтки.

Аугартен долго придерживался тонкостей барокко и рококо, а вот классицизм в нем не прижился. В фарфоре его воспроизводили лишь при Конраде Зоргеле фон Зоргентале. Этому стилю характерен уникальный рельефный декор фарфора с позолотой, росписи.

Войны с Наполеоном ослабили Австрийскую монархию. Это негативно отразилось и на венском предприятии. Чуть-чуть начались подвижки на увеличение производства после наступления мира в 1814 году. В Вену прибыли монархи стран, разгромивших Наполеона. Они заседали, обсуждая будущее, долго, и могли бывать на мануфактуре.

Парк Аугартен (Park Augarten)

Парк Аугартен (Park Augarten)

Власти Австрии щедро одаривали их настоящими произведениями фарфорового производства таких мастеров, как Баумгартнер, Лоу, Лейтнер. Один из всемирно известных и популярных сервизов в форме Шуберт создан здесь. Но банкротства производству Аугартена не удалось избежать. В 1866 году власть снова закрыла его. Как Феникс из пепла она вновь заработала в тридцатых годах ХХ столетия. И тогда венский фарфор снова обрел свои высоты – уже в стиле местного ар деко. Его можно купить в ряде столичных магазинов Вены.

Экскурсии Аугартена

Туристы на предприятии могут увидеть весь процесс превращения некоей массы в сырую фигурку или другое изделие, а после обжига их в печи — в произведение искусства. Посетите здешний дворцовый Музей фарфора. Фарфоровые экскурсии длятся около часа. Посещение с понедельника по четверг. Но на пятничную экскурсию требуется согласование с администрацией. Стоимость — 14 евро с человека.

Парк Аугартен (Park Augarten)

Парк Аугартен (Park Augarten)

Парк Аугартен

Он на сегодня единственный «старожил» из сохранившихся барочных садов города. В свое время он стал и первым публичным императорским. Парк «поселился» на бывшей территории разлива Дуная в конце XVII в. Его назвали зоной веселья. Озеленитель Жан Треэ придал саду неавстрийские черты. Но венцы их приняли.

Во Второй мировой войне в романтическом парке пришлось строить огромные зенитные башни системы противовоздушной обороны. Одна из таких башен Вены переоборудована в музей – Дом моря. Но парк жил и продолжает радовать свежим воздухом, красотой и стар и млад. Он считается памятником истории и охраняется государством.

Парк Аугартен (Park Augarten)

Парк Аугартен (Park Augarten)

Как добраться до дворца Аугартен?

Туристы, желающие ознакомиться с местными достопримечательностями, могут воспользоваться услугами метрополитена. Чтобы добраться до Аугартен, нужно проехать на метро U2 до станции Таборштрасс

Аугартен на карте

Добавить комментарий