Храм богини Геры на горе Олимп считается очень значимым памятником во времена раннего периода дорики. Если кто-то не знаком с этой удивительной частью истории, настоятельно рекомендуем, преуспеть, устранив сложившиеся пробелы.
Храм считается одним из самых древних периптеров, благодаря которым современный мир узнал о фундаментах того времени, остатках колоннады, а также иных украшениях из керамики. Эти фрагменты показывают нам особенные черты тех дорических построек, которые были известны в ранний период дорики. А поскольку его возобновляли ни один раз, а целых три, то мы узнали о его останках, и то от последнего храма. Этот один из самых древнейших храмов конца VIII века до н. э.
Архитектура Храма Геры
Прямоугольная целла с рядами опор и пронаосом. Снаружи его не украшали колоннадой, и планировка была, как и у всех тех, кто шел впереди. В момент его строения, площадь его являлась намного больше, а фундаментовая кладка сделали из точно отшлифованных квадров.
У него был пронаос, наос, колоннада, имеющих 16 колонн и описфодом, будучи самым ранним строительным элементом, который стал известен современным потомкам. Его можно отнести, как концу 12-го в., так и началу 6-го в. до н. э. В точной дате сооружения не были полностью уверены даже исследователи. По обнаруженным данным стало понятно, что последние работы значились еще в начале 6 в. до н. э. Позже впервые храм перестроили. А в последнем сохранилась конструкция предыдущего, со всеми его материалами и фундаментом. Поэтому, у обоих этих храмов было много общего, последний из них имел двухступенчатое основание, размеры которого достигали 18,75 x 50 м по стилобату.
Имел вид узкого, продолговатого наоса с пронаосом и олисфодомом, обвитые колоннадами. Стеновая конструкция сооружена на цоколе, по высоте достигала около метра. Известняк-ракушечник стал его главным материалом. Снаружи цоколь состоял из высоких плит-орфостатов, стоящих на ребре. Та сторона, что внутри имела 4-ре горизонтальных рядов, которые стояли рядом и терлись между собой гладкими краями. Для долговечности и прочности у опоры перекрытия присутствовала соответствующая толщина.
Вот почему цокольная часть построек того времени была такой толстой, мощной, крепкой. Об этом остались даже свидетельства.
Из раскопок было доказано, что её остатки схожи на толстенный шар глины, покрывающей пол наоса и портиков. Это как раз и стало поводом того, что всем известная статуя Гермеса, работа которой принадлежала Праксителю, дошла почти в целостности и хорошо сохранилась для будущих поколений. Более того, нашим соотечественникам посчастливилось увидеть эту самую статую, стоявшую на возвышенности.
В цоколе стен присутствовали важнейшие пазы, которые важны были для установления деревосвязующих элементов. Они были, как фахверк, который скреплял сырцовую кладку сверху. С внешней стороны стены обделывали интересной штукатуркой. Однако, от перекрытия сохранилась малая часть, т.к. наверно, его сделали из дерева.
Наос и его устройство внутри
Хочется остановить внимание на том, как наос устроен изнутри. Его стены обладали четырьмя выступами в виде малых стеночек, которые доходили почти вверх к наосу. Поперечные стены расположились, таким образом, как и колонны птерона, хотя заметно реже. Скорее всего, по окончанию их находились колонны, которые ставили между выступами. Наос разделялся на несколько кораблей. В начале устройство объединялось с дерево-сырцовой схемой и имело общее со старинным храмом Артемиды в Спарте.
Рядом с ним располагались такие же близстоящие столбы, которые имели такое же большое значение. Во времена классицизма такие стенки виднелись в целле храмовой постройки Аполлона в Бассах. Это было творческим нововведением авторов того времени. Герайон установили на промежуточном временном моменте. Похожие выступы, служили защитой для потолка и кровли, умножая красоту продольным стенам целлы.
Как строились колоны великого храма
В Герайоне колоны были ровно расставлены, что не вполне соответствует дорическим строениям позднего периода времени: колонны, как внутри, так и извне стояли на общих осях. Это было так из-за того потому, что стояла необходимость связать в общую конструкцию каркас, а так же наружный портик целы из дерева.
По окончанию 6 в., выступы в ней поменяли на 2 ряда по 8 колонн, которые ставили на маленькое расстояние (около 2 м) от стен. Внешние колонны, частично сохранившиеся и в наше время, значительно отличаются друг от друга. Размеры и форма капителий у них абсолютно разная. Если вспомнить один древнейший и важнейший момент, то становится понятным и доступным тот факт, что Павсаний во 2 в. н. э. обнаружил и обратил внимание на 1 колонну из дубового материала.
Из этого следует вывод о том, что все колонны в 3-м храме вначале тоже были созданы из дерева. И только со временем оно заменилось на камень, который тоже соответствовал духу своего времени. В любом случае колонны, как по размеру, так и по стилю, настолько разные, что видно, что их выполняли в разное время, в разном месте. После разрушения одних колонн, ставились другие, в которых отражалась архитектура своей эпохи, начиная с 7 в. до н. э., и оканчивая римским периодом. Не разрушенные колоны, имели два или несколько барабанов, которые были сделаны ракушечника, покрытого штукатуркой. Диаметр их от 1,01 до 1,29 м. Размеры каннелюры и глубины также имели ни одно отличие.
Самая старая из тех колон, которая сохранилась, вмещала в себя 6 каннелюр и гладко отшлифованную шейку под эхином ранне-архаическим свойствам и формам. Именно эта колонна считается первой, которая относится к 7 в. до н. э. С этого времени, все черты этого ордера отражались в колонна. Хорошо их было заметно в таком случае в капители. Их вынос небольшой, а профиль упругий. В Герайоне оси колонн и установление плит стилобата не подходят друг к другу.
Эту черту можно встретить и в более поздней стадии. Пролеты в осях на торцовых сторонах равняются размерам от 3,51 м. до 3,65 м, а там, где стороны длиннее, их размеры намного меньше: от 3,20 м до 3,30 м. Такие же размеры были и в храмах Сицилии. Угловые интерколумнии были уже на 20—30 см. меньше. Из этого становится понятно, что у последнего был триглифный фриз, потому как похожее сужение произошло из-за устранения неполадок углового триглифа.
Как укреплялись и украшались храмовые стены
Торцы стен пронаоса для того, что бы сохранить кладку от перепадов температурных режимов, защищали. Вот поэтому данный храм стал одним из лучших в Греции. Делали крепление и окружали древесными досками в отдельных пазах, вырезанных в стене, а именно, в цокольной ее части и в покрывавших полы плитах.
В более поздний период времени обшивка имела куда более точные размеры, похожие на ту эпоху, которая имела раскреповку и значительно узенький торец в боковой части. У такого храма форма не крепкая (с косой подрезкой); нависавшей части придавали мрачную окраску. Уже в первых важнейших сооружениях была двухскатная кровля, оформленная черепицей.
Это можно заметить по найденным фрагментам терракотовых частей, которые являются одними из самых первых видов терракоты. Кровля позднего Герайона была отделана черепицей. Её плоские части стали вогнутые; калиптеры, которые закрывали детали швов, имели полуциркульное сечение. У антефиксов, внутри которых была выпуклая розетка, главным украшением считался расписной яркий узор по черному фону. Фронтон радует глаз акротерием с шпилевидными окончаниями. Диаметр 2,31 м, говорит о важнейшей керамической работе той эпохи.
Акротерий храма
Акротерий из-за специальных соединяющих деталей скреплялся с немалой коньковой черепицей. В состав росписи акротерия входило интересное чередование округленных моментов узорного украшения. Это придавало строению оригинальность и неповторимость. Данный момент свидетельствует о фантазии и творческом подходе тех авторов, которые приложили к устроению немалое усилие. Тогда светлыми красками красили по темному, а темными по светлому.
Под двухскатной кровлей располагалось, видимо, еще горизонтальное перекрытие потолка. Созданный для 7 века до н. э. дерево-сырцовом замыслу Герайон был периптером, перед которым осталось много, не дошедших до нас более ранних храмов построек. Вот какие данные можно отыскать, если с усердием покопаться в истории и сделать соответствующие полезные выводы. А для этого понадобится терпение, логика, немного усидчивости и житейской мудрости.
Храм Геры на карте