История Крита — Микенский Крит

В 1450 году д.н.э. на острове Санторин случилось извержение
вулкана, которое вызвало огромное цунами в Средиземном море. Это
цунами накрыло
Крит, что послужило концом всей минойской цивилизации.

Воспользовавшись ослаблением Крита, микенские племена материковой
Греции сумели захватить Крит и установить на острове свое господство. В
первое время микенская и минойская цивилизации сосуществовали, но
в 1380 году д.н.э. на Крите случилось новое землетрясение, после
которого минойская цивилизация окончательно угасла.

В этот период времени микенцами были основаны новые города:
Гортина, Лаппа, Фаланна. Старые же минойские центры (например,
Кносс) хоть и продолжают быть обитаемыми, но, по всей видимости,
эти поселения уже не являются столицами и культурными центрами
Крита, а являются поселениями частных лиц. Новые поселенцы
принесли с собой новый вид металла – железо. Естественно, первые
поселения микенцев (или как их еще принято называть дорийцев)
возникли в горных районах Крита. Однако далее, когда утихло первое
волнение и общая ситуация на Крите стала более спокойной, микенцы
заселили и равнинные части острова, находящиеся главным образом на
востоке Крита.

Несмотря на скудность археологического материала, можно сказать,
что число поселений на Крите выросло. Постепенно шел отказ от
полицентричной системы управления, которая была характерна для
минойской цивилизации. Новая система, для которой было характерно
единое ядро власти, и привела постепенно к возникновению
городов-государств, число которых согласно Гомеру было около
сотни.

С изменением системы власти, изменилась не только форма поселений,
но и форма культовых территорий; к этому периоду относится
возникновение первых храмов, которые приходят на смену минойским
культовым центрам. Характерным примером храмов микенского периода
является храм Аполлона Дельфиния в Дрере к северо-востоку от
Неаполя (Ласифи). Хотя на Крите в определенной степени остаются,
живы традиции минойских религиозных культов, но в это же самое
время в культовую жизнь острова вводится пантеон двенадцати
олимпийских богов, который постепенно занимают место минойской
Великой Богини растительности и плодородия.

Крит сумел частично оправиться от последствий катастроф. По
свидетельствам Гомера, микенский Крит был мощным государством,
которое во время троянской войны сумело выставить довольно таки
сильный флот, состоящий из 80 кораблей.

Искусство

Искусство Крита остается верным старым минойским традициям.
Особенно высоким уровнем отличаются артефакты ювелирного
искусства, которые были найдены в разных местах Крита. Например,
талисман из Идейской пещеры, состоящий из двух частей –
прямоугольной пластины и кольца, украшенного волнистыми линиями.
На пластине были изображены три женщины в полный рост и несколько
кошек. Около 1000 года д.н.э. стиль украшений меняется, и в
искусстве художественного металла начинается новая эпоха, когда
минойские традиции ослабевают и появляются следы восточных,
главным образом кипрских, влияний. Считается, что восточное
влияние в искусстве Крита больше всего проявилось в ювелирном
искусстве, где снова, после многовекового перерыва, появляются
изделия, выполненные в технике зерни и проволоки. Для ювелирных
изделий этого периода характерно также и появление новых мотивов в
творчестве критских ювелиров – такие, как люди, сражающиеся со
львами, сфинксы и т.д. Особое развитие получило также изготовление
бронзовых статуэток, фибул и заколок. Самые интересные артефакты
этого вида искусства – посвятительные бронзовые щита, которые были
найдены в священной Идейской пещере, где по преданиям родился
Зевс, и датируемые около 750 года д.н.э. Щиты восточного
происхождения, как и сюжеты их декора. Поэтому считается, что это
изделия восточных мастеров, или их учеников, которые переселились
на Крит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *