Капрун — это община в федеральной земле Зальцбург. По количеству населения является средней среди горных деревушек этого туристического региона, – всего около трех тысяч человек. Входит она в состав округа Целль-ам-Зе. Хотя поселения эти расположены друг от друга на небольшом расстоянии и не связаны между собой спортивно-туристической инфраструктурой, все равно они идут по горам как бы в одной связке. Новичкам трудно найти отличия в их деятельности.
Капрун примостился почти в устье реки Капрунер-Ахе и начале подъема горы Кицштайнхорн. Ледник и горный снег дают жизнь этой водной артерии, а она помогает деревне, еще больше усиливая чистоту микроклимата территории.
Все работоспособное население Капруна занято обслуживанием туристов, приезжающих покататься на горных лыжах с высоких склонов и на спокойной горизонтальной лыжне со всей семьей.
Поэтому эта местность идеально подходит в качестве начального старта в горы. Чтобы затем выполнять скоростные виражи и не вылетать с накатанного, но небезопасного спуска. Хотя горнолыжники – народ рисковый…
Разгон – с ледника
Популярность деревушке принес ледник Кицштайнхорн, прикрепившийся на вершине горы на высоте 3203 метра над уровнем моря. «Трехтысячников» в Австрийских Альпах достаточно. Но такого «приручения» ледника нет. Он позволяет использовать себя, даже если в горах снег не выпадет, — скользи себе и скользи.
Поскольку название ледника выговорить трудно даже некоторым австрийцам, среди туристов всех стран, хотя бы раз побывавших здесь, за ним закрепилось более короткое имя – «Капрун». Длина снежных трасс всех уровней сложности по принятой в горах системе – почти шестьдесят километров. Правда, «черных» немного, да они и не очень отличаются по крутизне от красных.
Курорт и сама деревушка позволяют до трасс добираться за считанные минуты. Но иногда Капрун «дарит» часть своих приезжих соседнему курорту Цель-ам-Зее – сам не справляется с наплывом. Они и создали на двух своих курортах Европейский спортивный регион.
Лыжный район условно можно разделить на две части. Маискогель — это лыжи для новичков. Капрун — и для новичков, и для любителей. Нельзя сказать, что все горнолыжники устремляются только к этому пику. Да, туда стремятся особо, но многим достаточно и менее высоких спусков. Поэтому есть накатанные спуски и на нескольких боковых отрогах этого «Капруна». Фрирайд же и другие горные экстримы тянутся на юг до Гросглокнера. А «язык» ледника вытянулся сверху вниз до отметки 800 метров над уровнем моря. Этой длины достаточно и для профессионалов-горнолыжников.
Часть ледниковых участков подготовлена только для любителей очень острых ощущений. Поэтому обычный турист туда поднимается лишь для того, чтобы по-хорошему позавидовать таким лыжникам или полюбоваться их выкрутасами на трассах. Ледники позволяют продлять «зиму» почти до года. Все эти высотные трассы кабинные подъемники обслуживают почти ежесуточно.
Добавим, что на высоте трех километров можно полюбоваться окрестностями национального парка Hohe Taurn. Можно и ознакомиться с его достопримечательностями в самом музее в горном комплексе Панорама на этой же высоте. Есть здесь и самый высотный кинотеатр.
К недостаткам тура катания на лыжах отнесем переполненность спусков и очереди на горные лифты в месяцы «пик». Но, как сказано выше, Капрун выручает соседний Цель ам Зее. Автобус в течение 10 — 15 минут перевезет желающих туда бесплатно.
Спустившись с гор, в Капруне можно посетить музей старых автомашин, средневековый замок, церковь и спортивный центр, еще там много ресторанов и кафе. Необходимо отметить, что с увеселительными заведениями здесь нет проблем. Умудрились открыть их даже на леднике на высоте 3029 метров.
Когда виной – человеческий фактор
Нельзя не сказать о том, когда простая халатность обслуживающего персонала может обернуться трагедией с гибелью более полутора сотен туристов и обслуги транспортного узла. В ноябре 2000 года подъемником на вершину горы служил рельсовый фуникулер из нескольких кабин для пассажиров. Как установило расследование, еще на станции в заднем, пустом, отсеке водителя масло из гидравлики попало в электрический обогреватель. Его нахождение там было нарушением техники безопасности. Когда фуникулер отъехал от станции у подножья горы со 162-мя пассажирами, то на шестисотметровой открытой части маршрута в салонах уже появился запах дыма. Но никто не смог сообщить об этом водителю. Возникло пламя…
А состав тем временем вошел в трехкилометровый тоннель. Там он протянул на триста метров и остановился. Но водитель не смог открыть выход. Часть пассажиров заднего вагона сумела выбраться через разбитые стекла, и прорваться сквозь пламя вниз. Они спаслись. Остальные, а также служащие верхней станции и несколько человек из встречного поезда, погибли, задохнувшись ядовитым дымом…
В честь них построен мемориал – на нем есть место для каждого, кто смертельно пострадал. Это были граждане семи стран…
Вместо того фуникулера запустили в работу современный кабинный подъемник.
Легка ли дорога до Капруна
В воздушный вокзал Зальцбурга доехать можно за полтора часа. По железной дороге второй маршрут — у Капруна свой вокзал.
Капрун на карте